Post

Александр Добровинский: "Мне милы только два персонажа — Эркюль Пуаро и Уинстон Черчилль"

Александр Андреевич, вы человек, любящий жизнь во всех ее проявлениях.

Это правда, 100 % (улыбается).

Публичность, активная светская жизнь, все ваши увлечения, гольф, сигары и прочее — все это не требовало как-то перебороть себя? 

Я всегда делаю то, что мне нравится. Поэтому меня никогда нельзя заставить делать то, чего не хочу. Это абсолютно исключено! Я никогда не мог работать на кого-то, всегда должен был работать только на себя, с 12 лет я зарабатывал свои личные деньги.

Расскажите, пожалуйста! Ведь тогда сформировался и ваш вкус как коллекционера.

Я родился в семье антикварщиков, коллекционеров и постоянно слушал разговоры про разницу между классикой и авангардом, картинной живописью и прикладным и про все остальное, а с пяти лет начал вникать, потом читать и уже в юном возрасте стал очень приличным специалистом. Дедушка, бабушка, мама и вся родня брали меня с собой в походы по антикварным магазинам, и все продавщицы от меня, симпатичного, хорошо воспитанного мальчика, были без ума. Домой к нам также приходили все великие коллекционеры того времени. Помню, в первый раз позвонил другу деда и сказал, что сейчас стою в магазине на Арбате, и здесь есть очень хороший пейзаж — Левитан или Айвазовский, и я могу попросить оставить для вас до вечера. Тогда цены же были — хороший Репин стоил 900 рублей. Договорились, он купил, а когда пришел домой и принес мне шоколадку и тортик, я говорю: «Знаете, за шоколадку большое спасибо, но меня пугают диабетом всю жизнь, поэтому нет. Тортик тоже оставьте своей жене». — «Может, тебе, Саша, купить какую-нибудь игрушку?» — «Давайте я себе сам куплю». — «Что ты имеешь в виду?» Я отвечаю: «10 рублей имею в виду». Вот так и началось: я после школы делал обход всех значимых антикварных и букинистических магазинов в центре, и не проходило недели, чтобы я не находил ничего интересного, будь то фарфор и что-то еще. К 15–16 годам у меня был свой серьезный капитал, и я вместо того, чтобы звонить — сам покупал.

Философия коллекционера отличается от деловой? Есть ли тут мотив для инвестиций?

Между ними ничего общего, абсолютно! Невозможно коллекционировать, если думаешь о том, за сколько ты можешь перепродать эту вещь. Тогда ты антиквар, спекулянт, все что угодно, но не коллекционер! Когда, например, я начал собирать фарфор, самая дорогая фигурка стоила $200. В 1993 году меня жаба задушила: не взял одну вещь за $3000, а спустя 10 лет увидел такую же, уже оцененную на аукционе. В итоге свою коллекцию фарфора несколько лет назад продал, потому что устал от нее. Во-первых, три года не мог купить ничего нового, во-вторых, начало появляться очень много подделок… У меня всего 22 больших коллекции. Три из них, очень крупных, я продал: фарфор, курительные трубки для опиума, также потому что больше ничего не мог купить, и полковые знаки русской армии тоже по причине появления совершенно потрясающих подделок, которые лучше, чем Фаберже, благодаря современным технологиям.

Сейчас вообще есть какие-то перспективы в коллекционировании?

Я всегда собирал то, что другие не собирают. Меня никогда не интересовало то, что в моде. Я формировал вкус, а потом уже вокруг складывался рынок, поэтому забавно, создав моду, затем наблюдать ажиотаж, как вверх ползут цены на то, что раньше совершенно не ценили и отбрасывали. Сейчас у меня складывается симпатичная коллекция советской эротики. Кстати, начал вновь собирать фарфор: цены упали, большие коллекционеры наелись и перестали собирать. Я коллекционирую мужские оправы очков, недавно стал дизайнером очков, а также женских сумок. Собираю редкие фотографии: есть 40 оригиналов Хельмута Ньютона! У меня очень большая коллекция, сегодня, наверное, одна из самых больших частных в стране. Сейчас к 8 Марта делаю большую выставку фотографии под названием «Женщины Александра Добровинского» (улыбается).

Невозможно не отметить и ваше богатое собрание киноплакатов. Повлияла учеба во ВГИКе?

Единожды попробовав мир киноискусства, очень трудно из него выйти. Я и лекции читаю о кино, по возможности снимаюсь. В настоящее время обсуждается сериал по моим рассказам. Помимо коллекции киноплакатов, у меня архив Орловой и Александрова, поэтому с кино я связан всю жизнь.

Если говорить о пересечении кино и вашей профессиональной жизни, был ли у вас любимый кинообраз юриста, адвоката, некая ролевая модель типа Перри Мейсона?

Нет, я всегда сам по себе. Мне милы только два персонажа — один выдуманный, другой реальный: Эркюль Пуаро и Уинстон Черчилль.

В Америке есть особый жанр — судебная драма, достаточно распространенный. Можете назвать тройку ваших любимых фильмов из этого жанра?

Сразу приходит на ум «Свидетель обвинения» с Марлен Дитрих, затем хороший и добротный французский фильм «В случае несчастья» с Жаном Габеном и Брижит Бардо. Из американских же назову «Вердикт», где пропившийся адвокат, герой Пола Ньюмана, берется за, казалось бы, ординарное и малоперспективное дело.

Если перейти к людям, то вы, общавшийся с огромным количеством разнообразных людей, с кем бы хотели еще встретиться из тех, кого еще не видели, — может быть, уже ушедших из жизни?

С отцом. Все остальное я себе как бы представляю. Хотя люблю общаться с людьми и считаю общение — это самое главное в жизни! Поэтому, когда создал клуб «Табу», даже не представлял, что он будет пользоваться таким успехом! Я ведь его создал, чтобы просто общаться с людьми, а получилось что-то совершенно грандиозное! Квинтэссенция общения, когда ты вступаешь в диалог с аудиторией. Начинается дискуссия, кто-то кому-то дал по мозгам среди сидящих (фигурально, конечно, выражаюсь), не согласившись с чем-то, — это безумно интересно, споры, переменчивое мнение.

Сейчас формат именно дискуссии, диспута очень актуален. Для вас это было движением эмоциональным или вы все-таки чувствовали конъюнктуру?

Начну издалека. Когда мне было пять лет, дедушка начал меня учить читать, а мне хотелось идти играть во двор с ребятами на даче в Малаховке. На мой вопрос, для чего мне это, он ответил: «Для того, чтобы уметь спорить». — «Чтобы оказаться правым?» — «Нет, если ты хочешь оказаться правым, возьми лопату и дай по голове тому, с кем споришь, и ты будешь прав, потому что будешь один. Нет, спорят для того, чтобы найти истину!» Высшее достижение, которое только может быть у человека, — это тогда, когда он начинает учить. Выше этого ничего нет! Выше учителя никого не существует! «Раввин» в переводе с иврита — это «учитель». Когда ты начинаешь чувствовать, что можешь что-то передать людям, ты должен в это идти. Интересно, что когда ты отдаешь, то сам учишься — очень много получаешь через фидбэк, а это вводит тебя в эйфорию, как наркотик! Поэтому я давно, лет 20, читаю лекции и наконец посчитал необходимым создать клуб под названием «Табу», где можно говорить на полностью табуированные темы, «раздеться догола», «вывернуть себя», спорить. Сегодня у нас с моим замечательным партнером Кристиной Садчиковой членами клуба являются creme de la creme интеллектуальной элиты нашей страны, и нас приглашают по всем городам, за границу зовут, поскольку, мне кажется, в обществе появилась потребность прийти не в клуб, где девушки пляшут, что тоже хорошо (смеется), а туда, где можно поспорить, поговорить о том, о чем ты стеснялся или не хотел говорить.

Какие темы вы считаете важным поднимать?

Например, лекции, которые пользуются безумной популярностью, которые приходится повторять, — точнее, это не лекции, а вечера — посвящены супружеской жизни. Я прошу всех, прежде чем прийти на вечер, посмотреть совершенно феноменальный французский фильм 1964 года «Франсуаза или супружеская жизнь», где показана разводящаяся пара. В первой серии он рассказывает свою историю, во второй — она. Все действия происходят абсолютно в тех же комнатах, с теми же людьми, но истории совершенно противоположные. У меня всегда была мечта, но я смог осуществить ее только с нынешними технологиями: разрезал фильм на части и соединил куски, противоречащие друг другу по каждой из тем: деньги, первая ночь, измена, дети. Сколько бы раз и где бы я ни устраивал этот вечер — в России, Англии, Израиле, — всегда был безумный интерес! Ведь мужчина и женщина — это два персонажа, которые за все тысячелетия так и не узнали друг друга!

Сейчас также очень популярна тема личностного развития.

Этому посвящен другой мой вечер в «ТАБУ», тоже чрезвычайно популярный — «Как сделать свой бренд». На каждом этапе своего становления человек фактически создает свой бренд, поэтому важно понять, какие вопросы перед собой ставить, как идти к следующему этапу, каким он должен быть, почему необходимо двигаться, почему нужна  убличность или почему она не нужна, к чему ты в конце концов должен прийти и с чем ты туда хочешь прийти. Если мы хотим быть успешными, мы не очень понимаем, что такое успех, сколько нужно денег, ради чего мы играем в игру, чего мы хотим добиться. В 1990 году я свалился в Москву без всякого понимания дальнейшего пути, без понимания правил игры и всем этим озадачился.

Кстати, почему вы приняли решение вернуться в Россию в начале 90-х?

Сюда я ездил с 1988 года, и мне показалось, что здесь начинается что-то интересное. Подумал, если не перееду в Москву и не попробую себя — такой челлендж! — то, наверное, буду жалеть всю жизнь. Моя жена не захотела ехать, и мы разошлись, к сожалению, но остались с ней в замечательных отношениях на всю жизнь. А я приехал сюда и поставил себе такую цель — вот об этом и буду рассказывать.

Нет желания сейчас попробовать себя в Лондоне или Нью-Йорке?

Я очень часто езжу по всем странам, где жил, и по городам, где любил. Могу сказать, что сегодня Россия намного более свободная страна, чем любая страна в Западной Европе или Соединенные Штаты. Я уехал из СССР, потому что не хотел жить в тюрьме, имею в виду глобальной. Не хотел ходить на комсомольские собрания, не хотел говорить лозунги и так далее. Сегодня все поменялось местами! Три-четыре дня проводишь в Европе и понимаешь: то, что там происходит, бесчеловечно. При этом ты не можешь сказать правду или то, что ты думаешь, потому что тебя заклюют везде!

Белый гетеросексуальный мужчина как объект ненависти?

И не только это! Убогим стало отношение к женщине. Мы начинаем преклоняться и делать все для людей, которые ничего не делают для общества. Толерантность превратилась в кретинизм. Демократия была хороша до 1980 года, а потом все сдвинулось в другую сторону, к сожалению. Истоки, и я об этом говорю в своих лекциях, в 60-х годах, когда сознание людей перевернулось. Глобальную провокационную роль сыграла Брижит Бардо, ставшая символом протеста против консервативных порядков. К этому прибавились «Битлз», тоже сказавшие свое большое слово, движение хиппи, а в итоге все выродилось в фарс. Во Франции всерьез обсуждают необходимость смены цвета шахмат! Моему приятелю, владевшему аукционным домом во Франции, его закрыли из-за того, что он в витрине выставил поставец XVIII века, где мавр держит поднос на голове. Сказали убрать, поскольку это унижает мавров. Он отказался, и его дом закрыли! Недавно моя приятельница француженка приехала ко мне в Москву, и после ужина я в гардеробе подаю ей шубу, а она у меня в истерике ее вырывает. Потом просто разрыдалась: «Я отвыкла! Отвыкла, потому что во Франции, где галантность родилась, считается, что сегодня это унижение женщины! Уступать место, давать пальто, пропускать вперед и так далее. Это значит, что женщина слабее». Стала ли женщина от этого счастливее, лучше, сильнее?

Но уже есть и реакция на этот перекос: во Франции — «Желтые жилеты», в Англии — «Брексит»…

Думаю, постепенно будет откат, и они поймут, что идут к совершенному провалу. Самое смешное другое, что, когда говоришь с «западниками» один на один, они все говорят одно и то же. Я с 20 лет дружил с президентом одной из стран, а с одним из кандидатов в президенты той же страны прожил два года. Конечно, когда я прилетал во Францию, естественно, с ними со всеми общался, потому что мы все друзья. Между собой мы говорили, что это бред сивой кобылы, когда я не могу пригласить на свой самолет своего же товарища, которого знаю 20 лет, чтобы отпраздновать мой день рождения в Москве. Демократия шкалит!

Антикоррупционные скандалы, обвинения в харассменте стали удобным инструментом сведения счетов?

Я хорошо знаю, что произошло у Вайнштейна, — там вообще никакого отношения к сексу нет! Его фильмы заработали 89 «Оскаров», кого он должен был насиловать?! Он скажет — очередь из девушек выстроится от Лос-Анджелеса до Твери. Он же хотел, приняв на федеральном уровне закон о необходимости идейной борьбы против наркотиков, преступности, поставить в Америке на площадях большие экраны и показывать фильмы, а внизу за доллар продавать наушники. Ты стоишь на улице, смотришь на сумасшедшем экране фильм, пьешь себе кофе, прекрасно себя чувствуешь — классно? Убивается половина кинотеатров, которые находятся в хороших местах. Их тут же можно выкупить и построить там все что угодно, создаются новые тренды. Провести закон должна была Хиллари Клинтон, он для ее кампании собрал $150 миллионов, а потом вдогонку дал еще 100, за нее также агитировал весь Голливуд благодаря Вайнштейну. Она не прошла, зато после выборов сразу начались митинги против Трампа с участием тех же звезд Голливуда и шоу-бизнеса. Вайнштейна предупредили: «До выборов шла нормальная война, сейчас Трамп — президент, надо остановиться». Он их в ответ послал: жаль 250 миллионов и неограниченные возможности, которые должны были быть! После чего и началась вся эта история с обвинениями против него. Это результат современной демократии. Или вот, у меня офис в Лондоне: я хорошо знаю, что там в обязанности адвокатов, бухгалтеров и нотариусов входит доносить на своего клиента.

Да, так и есть в Англии, но это имеет и свои плюсы.

Вы так считаете? Адвокат не имеет права давать тебе советы, потому что адвокаты в Западной Европе, и в частности в Англии, больше не защищают клиента, но обеспечивают правосудие. Раньше они защищали своего клиента, который приходил, а теперь это лишь система выжимания денег, а когда ты спрашиваешь, как мне быть — так или так? — он говорит: «Извините, я не могу вам дать совет, не имею права, вы говорите правду — и все».

Вы работаете с разными сферами бизнеса и с разными людьми по психологии, по ментальности. Есть общие ошибки, которые вы как адвокат замечаете?

В основном они женятся — это глобальная ошибка человечества! (Смеется.) Это всех объединяет: люди женятся, потому что они не понимают друг друга. В ту секунду, когда ты найдешь человека, которого понимаешь, который понимает тебя, сразу иди женись! Но 90% брака зависят от запаха партнера, эрекции и всего, чего угодно, только не от любви, которая за пределами того, что я сказал.

В прессе и публичной жизни вы воспринимаетесь именно как адвокат по бракоразводным процессам.

Слава богу! Это же бесконечный поток! Хотя у меня много разных процессов, и уголовных в том числе. Например, дело «Арбат Престиж», когда судья извинился передо мной и Некрасовым за действия РФ и прекратил дело на стадии слушания, или великое, я считаю, дело «Батурина vs Forbes», дело Вячеслава Юрьевича Иванькова со своей историей в Америке. Много дел интересных — дело Рыболовлева, например.

Что скажете про последнее, особенно с учетом вашего опыта как коллекционера?

Дмитрий Евгеньевич, я его хорошо знаю, — совершенно очаровательный человек. Там возникала узурпация доверия: Бувье обещал ему собирать коллекцию за 2%. Потом же, как многие грешащие этим антикварщики, решил, что этого мало, и стал покупать на свою компанию и перепродавать заказчику. Вот тут начинается коллизия, потому что доверие было на 2%, а он перешагнул договоренность.

Как соотносятся личная мораль и адвокатская? Собственную оценку даете?

Это работа. Человек имеет право быть защищенным, поэтому ты не даешь ему об этом думать и сам не думаешь о том, прав твой клиент или нет, тем более в деле бракоразводного процесса. Я всегда говорю одну и ту же фразу — сам ее придумал и считаю, что я абсолютно прав: «Меня никогда люди, которые приходят разводиться, не приглашали до этого к себе в постель третьим». Поэтому я не знаю, кто из них прав, я точно знаю, что человек пришел ко мне рассказывать свою версию, я должен ее отстоять.

Вы большой знаток и ценитель мужских увлечений. Какой у вас гандикап в гольфе сейчас?

Немножко его улучшил. Сейчас где-то играю 12–13. Зимой целый месяц провел в Таиланде, практически каждый день играл, а на даче себе ставлю тренажеры. Статистика гласит: человек, который больше 30 лет играет в гольф два-три раза в неделю, имеет среднюю продолжительность жизни 92 года!

Гольф — увлечение для богатых, мне кажется.

Ошибочное мнение! Вы знали, что гольф — самый популярный вид спорта в мире? 250 миллионов человек играют, а в футбол и 30 миллионов не набирается! Как сказал Каспаров: «В футбол никто не играет, но все разбираются, в шахматы все играют, но никто не разбирается».

Но вы при этом активный футбольный болельщик.

Дедушка привел меня мальчишкой на стадион, где играли «Спартак» — «Динамо». Мне стало жалко, что все болеют за «Спартак», а еще очень понравился Лев Яшин, стоявший на воротах «Динамо». С тех пор я пристрастился.

Вы активно летаете, в том числе бизнес-джетами. Какие предпочтения?

Летаю много. Часов 200–250 в год. Люблю Gulfstream, в Hawker же сильно вжимает при взлете. У меня по плану — покупка джета в 2021 году, хотя аренда дешевле, конечно.

Наш финальный вопрос: три места, что вас вдохновляют, а также куда бы вы хотели попасть? Условно — ваше место силы, где вы набираетесь энергии, где вам хорошо.

Это место там, где моя любимая, а дальше конкуренция слабеет (смеется)! Мне еще хорошо в офисе и на даче, а если брать глобальную географию, то очень люблю Азию — Гонконг, Таиланд, Японию, где сохранилась оригинальность. В Париж на два-три дня приезжаю: там мне хорошо, вспоминаю детство и юность. Несколько дней с большим удовольствием провожу в Нью-Йорке. Очень люблю Италию, как ни странно, зимой, в плохую погоду. Вообще считаю, что надо путешествовать в плохую погоду. Сейчас самое время для того, чтобы лететь в Венецию – там никого нет! Это, возможно, самое романтическое, что может быть...