Post

Русский рислинг

«Рислинг» — не просто сорт винограда. «Рислинг» — явление архетипическое. Отношение к нему у виноделов особенное. Работу с «рислингом» воспринимают как вызов и проверку на уровень мастерства.

Обладая высокой природной кислотностью и специфическим сортовым ароматом с «бензольным» оттенком, «рислинг» требует от винодела точности и чуткого ощущения меры. Ошибка — и аромат становится навязчивым, вкус — откровенно кислым, переставая казаться свежим и делаясь колючим, а неловкая попытка сбалансировать его сахаром оставляет ощущение наспех нанесенного дешевого макияжа.

На всякий случай сразу же уточним, что когда мы говорим о «рислинге», то имеем в виду сорт «рислинг рейнский» — большую классику европейского виноделия.

Хоть и с известным допуском, но все же можно сказать, что именно с «рислинга» началась история российского виноделия. Согласно легенде еще Петр I задумал высаживать «рислинг» на берегах Дона, усмотрев в Придонье сходство с рейнской долиной. На Кубани «рислинг» тоже был одним из первых сортов, которые черноморские казаки, не без влияния немецких колонистов, стали высаживать начиная с середины XIX века.

«Рислинг» не отличается устойчивостью ни к большинству грибковых заболеваний лозы, ни к филлоксере, но он неплохо переносит холодные зимы и меньше страдает от весенних заморозков.

Может быть, по этой причине «рислинг» на землях южной России прижился вопреки не самой доброй репутации «кислого» сорта, оставшейся с беспощадных времен плановой экономики СССР.

Впрочем, ради справедливости надо сказать, что после золотого века, который для «рейнского рислинга» пришелся на конец XIX и начало XX века, слава этого сорта на какое-то время померкла во всем мире. Геополитические потрясения в Европе и несовершенство законодательства в Германии привели к появлению массовых рислингов, изрядно подслащенных и приправленных сомнительными вкусовыми добавками. Только в конце XX века рислинг смог вернуть себе достоинство аристократической категории и доверие платежеспособных потребителей.

Вернулся интерес к «рислингу» и в России. Сегодня у большинства отечественных винных хозяйств — как крупных, так и совсем небольших — есть свой рислинг. И, как правило, это свой предмет гордости.

Триумфальной получилась недавняя премьера рислинга от «Абрау-Дюрсо». Выпустив ограниченную партию премиальных тихих вин, это историческое винодельческое предприятие напомнило всем, что не только игристым винам оно обязано своей широкой известностью и что «рислинг» был первым сортом винограда, который высаживался на меловых холмах вокруг озера Абрау. На прошлогоднем Кубке Союза виноградарей и виноделов России приз за лучшее белое вино достался именно этому рислингу.

«Рислинги» Анапской долины и Саук-Дере-терруаров, которые также богаты меловой почвой, по своей тонкости и богатству минеральных оттенков вполне могут соперничать с «рислингом» от Абрау-Дюрсо. Под знаменами таких набирающих силу торговых марок, как Sikory и «Ликурия», в руках талантливых и увлеченных виноделов новой волны они обещают требовательным ценителям немало приятных открытий.

Тамань — уже сейчас грандиозный, но пока еще далеко не исчерпанный ресурс российского виноделия. Это зона с совокупным влиянием Черного и Азовского морей, а также сложным составом почвы и чередующимися пластами чернозема, глины, суглинков, известняка и пока еще недостаточно исследованным воздействием грязевых вулканов.

Fanagoria, Chateau Tamagne, «Южная винная компания», «Поместье Голубицкое» — характерно, что у всех могучих первопроходцев этого терруара (имеющих, между прочим, и преимущество масштабирования экономики) есть свои интересные «рислинги».

Как мы уже упомянули, «рислинг» — один из первых сортов винограда, который стали возделывать на правом берегу Дона. Пожалуй, лучший донской рислинг сейчас производит винодельня «Ведерниковъ». В условиях жесткого континентального климата с суровыми зимними холодами, которые вынуждают прибегать к технике укрывного виноделия, этот сорт дает самобытные и запоминающиеся вина. Секрет правобережного донского «рислинга» во многом объясняется строением почвы — это мергель со сланцевыми включениями.

Крым, пять лет назад вернувшийся в лоно российского виноделия, в первоочередном порядке обратился к рислинговой теме. Передовые винные хозяйства и виноделы нового Крыма: Alma Valley, Uppa Winery, Олег Репин, Сергей Бескоровайный и другие — стали исследовать возможности севастопольских, качинских, альминских и прочих терруаров на совместимость с «рейнским рислингом». Стилистических решений и вкусовых оттенков получилось на удивление много, а первые медали подтвердили успешность экспериментов. Несколько рислингов от Alma Valley, созданных немецким виноделом Томасом Доллом в классической рейнской традиции, с природным остаточным сахаром, получили медали высокого достоинства на конкурсах в Лондоне, Гонконге и Израиле…

Не зная немецкого, я всегда воображал, что Riesling — это форма глагола, а значит, по определению «действие или состояние, изменяющееся во времени». По аналогии с английским окончание «ing» дает нам глагол в present continuous tense. То есть в нашем случае с «рислингом» — время настоящее, продолженное.

Как мы помним из Пушкина, у глагола вообще самое высокое и благородное предназначение.


Иллюстрация: Эльвира Насибуллина