Post

«Русские торги», или когда, где и как покупать русское искусство

Осень традиционно является очень активным сезоном в арт-бизнисе. На волне проходящих в Европе арт-ярмарок (Viennacontemporary в Вене, Frieze в Лондоне, Fiac в Париже и ряда других) активно проводятся торги на крупнейших аукционных площадках. И если на арт-ярмарках русские и российские художники почти не представлены или представлены отдельными именами в силу исторических обстоятельств (например, Шагал, Кандинский, Явленский), то с аукционами дела обстоят иначе. 

1479982476_kristis.jpg

Неделя русского искусства, проводимая в Лондоне, с предпоказами, торжественными приемами, выставками в галереях и последующими «русскими торгами» в аукционных домах — это фактически единственная площадка для определения текущей стоимости того или иного отечественного художника на международном арт-рынке. Исторически сложилось, что местом проведения торгов являются аукционные дома в Лондоне, четыре из которых — Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams — два раза в год (в мае-июне и в ноябре-декабре) проводят так называемую Русскую неделю. Под русским искусством понимаются как работы мастеров XVIII — начала XX века, так и русских художников в эмиграции и советских художников, а в последнее время все больше набирает популярность искусство уже постсоветского периода. Однако работы современных российских художников почти не представлены. Отдельный раздел торгов — декоративно-прикладное искусство: фарфор, ювелирные украшения, бронзовые статуэтки, драгоценные фигурки Фаберже, декоративное стекло, раритетные книжные издания, столовое серебро, русская эмаль, лаковая миниатюра, иконы. Цены на многие эти редкости растут из года в год (так, тарелки знаменитого агитационного фарфора 1920-х годов за последнее десятилетие выросли в цене в несколько раз), и покупатели ожесточенно бьются за очередной раритет для своих коллекций.

К слову, о покупателях: ими не всегда и не обязательно являются крупные российские коллекционеры с внушительными состояниями, хотя картины мастеров «первого ряда» покупают в основном они. Приобретателями являются также отдельные галереи в Европе и Америке, специализирующиеся на русском искусстве, известные арт-дилеры, представители русской эмиграции да и просто ценители. К сожалению, несмотря на международный характер всего мероприятия, русское искусство по преимуществу интересно только российскому покупателю. И это тема для отдельного разговора.

При всем размахе события цены на отдельные аукционные лоты относительно невысоки. В частности, начинающим участникам аукциона стоит обратить внимание на графические работы или живопись менее именитых художников с более умеренным эстимейтом (приблизительной оценкой стоимости лота. — Прим. ред.). Глаз стоит приучать постепенно, и психологически такие первые покупки проходят гораздо легче. Также необходимо помнить, что если лот не набрал на аукционе нужного предложения цены, то он снимается с торгов, и тогда любое заинтересованное лицо может попробовать договориться о покупке в рамках постаукционного урегулирования по более привлекательной цене.

Auction_house-paddle-bid-1024x682-mm.jpg

И все же остается вопрос, стоит ли посещать аукционы русского искусства, если тема коллекционирования и искусства вообще вас пока не захватила. Положительный ответ на этот вопрос можно обосновать целым рядом преимуществ.

Во-первых, это естественное погружение в арт-среду. Русская неделя собирает как весь цвет российского арт-рынка, так и иностранных специалистов, галеристов, арт-дилеров. Здесь и обмен новостями, и прогнозы на ближайшие торги, и мнения специалистов. В этом есть и важный социо-культурный аспект: даже самый общий интерес к теме русского искусства на такой интернациональной площадке — это шаг к его популяризации на международном уровне.

Во-вторых, это получение самой актуальной и проверенной информации. Достаточно проявить интерес к отдельной работе, и русскоязычный сотрудник аукционного дома подробно расскажет вам о данном лоте, обратит внимание на нюансы, а в случае с декоративно-прикладным искусством любую вещь также можно будет внимательно осмотреть и взять в руки. Кроме того, детальная информация о лотах содержится в объемном каталоге, который можно получить в каждом аукционном доме перед началом торгов.

В-третьих, вещи на аукционах, несомненно, обладают высокой художественной ценностью, а самые дорогие лоты — это музейный уровень. Попадая в частную коллекцию, такое произведение искусства становится недоступным широкой публике. Таким образом, предаукционный показ — это еще и единственная возможность увидеть данные работы.

Наконец, эстетика самого мероприятия. Аукционные дома готовятся к Русской неделе с особой тщательностью. Приблизительно за месяц до мероприятия в течение нескольких дней часть работ выставляется на предпоказах в Москве. Sotheby’s обычно привозит большое количество работ и размещает их в музейном пространстве, так что предпоказ представляет собой полноценную выставку для широкой аудитории. Christie’s проводит более камерные мероприятия в своем московском офисе, поэтому чаще о них знают только клиенты и специалисты. Полные же предаукционные показы всех лотов проходят за несколько дней до торгов в самих аукционных домах Лондона. Изысканно декорированные выставочные пространства, вечерние приемы, предшествующие аукциону, — во всем царит атмосфера праздника и предвкушение азарта.

a5b963af35fa5b62caf2365598770cfb__980x.jpg

"Натюрморт" Михаила Ларионова продан за 2,2 млн.фунтов.

Что же касается приобретения, то здесь также несколько весьма положительных факторов. Аукционные дома обычно тщательно изучают провенанс (происхождение, историю владения. — Прим. ред.) каждого лота и делают атрибуцию (определение подлинности произведения. — Прим. ред.) у лучших специалистов арт-рынка. Хотя часто вещи происходят из таких громких коллекций (как, например, коллекция Георгия Костаки или собрание Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича), что провенанс в таком случае скорее становится формальностью. Конечно, как и на всем арт-рынке, не обходится без рисков подделок, но уровень ответственности аукционного дома достаточно высок, чтобы в случае возникновения проблем иметь возможность получить компенсацию. Кроме того, уже приобретенную работу всегда можно отдать на последующую продажу, как и делают некоторые коллекционеры, особенно если видят рост спроса и цены на определенного мастера. Аукционный дом, уже хорошо зная свой бывший лот, спокойно возьмет такую вещь на продажу.

Вопреки распространенному мнению, стартовая цена лота на аукционе часто бывает несколько или даже значительно заниженной, и только ставки выводят ее на реальный рыночный уровень или превышают его. Это сложно предугадать, следовательно, всегда есть возможность приобрести вещь по нижней границе эстимейта. Такая покупка может быть удачнее покупки в галерее или напрямую от продавца.

Дополнительным бонусом может являться и то, что в случае если вы решите оставить произведение искусства в Европе, вам не придется сталкиваться с теми ограничениями на ввоз и вывоз произведений искусства (особенно в отношении работ старше 50 лет), которые существуют в Российской Федерации. Кроме того, будет достаточно легко оформить страховку и подобрать вариант хранения предмета искусства.

inx960x640.jpg
"Натюрморт с сиренью" Кузьмы Петрова-Водкина продан за 9,3 млн.фунтов.

Теперь немного о самих аукционных домах. Самые дорогие лоты с безупречным провенансом и высокой художественной ценностью предлагают Christie’s и Sotheby’s. В этом сегменте они доминируют, то и дело перехватывая друг у друга пальму первенства. Азарта добавляет еще и то, что торги идут в течение трех дней подряд: начинает Christie’s, на следующий день продолжает Sotheby’s, затем — MacDougall’s и Bonhams. Так, на последнем летнем аукционе 2019 года Christie’s выстрелил с работой «Натюрморт с сиренью» кисти Кузьмы Петрова-Водкина, ушедшей за 9,3 млн фунтов — безусловный триумф аукционного дома. Sotheby’s на следующий день сделал ставку на «Натюрморт» Михаила Ларионова, ушедший за 2,2 млн фунтов, и работы всегда популярного Ивана Айвазовского: самое дорогое полотно в этот раз ушло почти за 1,2 млн фунтов. MacDougall’s — сравнительно молодой аукционный дом, специализирующийся на русском искусстве. Его каталог всегда поражает количеством представленных произведений отечественных мастеров самого разного времени и уровня. Отметим, что здесь чаще, чем у других аукционистов, можно встретить работы современных российских художников. Bonhams с относительно скромным на фоне других участников Русской недели живописным предложением, хотя и не в ущерб качеству, всегда особенно радует исключительной подборкой предметов декоративно-прикладного искусства. За их фигурками Фаберже с отличным провенансом идет настоящая охота.

Немного о ценообразовании и инвестициях. Цена лота даже при имеющейся истории аналогичных продаж сложно прогнозируема, что подтвердят вам сами аукционисты, — никто не знает реального спроса вплоть до самого аукциона. Ожидания в отношении громких имен могут не оправдаться, а за работу с весьма скромным эстимейтом может произойти битва ставок. В этом, пожалуй, и есть особый шарм аукционного процесса, когда поведение покупателей неочевидно и остается непредсказуемым до конца. Специалисты арт-рынка часто дают универсальный совет, подходящий как для начинающего собирателя, так и для опытного коллекционера: не гонитесь за инвестиционной составляющей, даже если все говорит о том, что художник пользуется спросом и цена на него растет. На следующих торгах все может измениться. Покупайте то, что реально нравится и трогает душу! В этом случае, каковы бы ни были прогнозы рынка, вы станете обладателем прекрасной вещи, добытой в честной арт-борьбе, и, возможно, впоследствии никакое соображение финансового толка не заставит вас с ней расстаться.

Ближайшие аукционы русского искусства пройдут в Лондоне с 25 по 27 ноября 2019 года. Увидимся на Русской неделе!