Post

Япония: на стыке эпох

Пока космические путешествия остаются пусть и близкой, но все же мечтой, самый простой способ отправиться на другую планету — купить себе билет в Японию. Непонятная, необычная, так и не разгаданная страна рождает куда больше вопросов, чем дает ответов. Впрочем, так даже интереснее, ведь возвращаться сюда за новой пищей для размышлений можно до бесконечности.

1494315445_tokyo_20.jpg

Нынешняя столица

Красные фонари в Токио — символ праздности, а не похоти, к чему нас долгие годы пыталась приучить старушка Европа. В Японии красный фонарь (акатётин) вешают над входом в идзакая-бары — демократичные питейные заведения, куда местные жители приходят расслабиться после рабочего дня. Японцы снискали себе славу главных трудоголиков Млечного Пути, людей, чья жизнь состоит исключительно из поклонов, почтения к старшим и круглосуточного изобретения новых роботов. Но, пройдя под акатетином, японцы преображаются, как преображались когда-то в лучах красной лампы негативы времен пленочной фотографии. В идзакая-баре шумно, как в ирландском пабе, а манера общения здесь и отдаленно не напоминает ту, что рисует воображение, когда мы думаем о Японии. 

Шум голосов и звон стаканов сливаются в привычный для подобных заведений гул, и вам уже не кажется, что сдержанность или спокойствие — «второе имя» каждого встреченного вами аборигена. Если вы нечасто бывали в Японии, эта разительная перемена в поведении и внезапная раскрепощенность японцев могут показаться весьма необычными и подтолкнуть к размышлениям. Да и не только она. Сам Токио, если задуматься, тоже похож на город-загадку. Далеко не все здесь выглядит логичным и уж точно рождает множество вопросов. Как получилось, что крупнейший мегаполис нашей планеты — Большой Токио, где проживает 35 миллионов человек, — тот самый город, где все постоянно находится в хаотичном движении, построили те же самые люди, что практикуют дзен-буддизм. 

Со всеми его садами камней, трехсотлетними бонсаями, чайными церемониями длиною в вечность. За то время, что японец тратит на венчик тясэн, которым будет размешивать в своем чайном домике чай, среднестатистический итальянец успевает заказать порций пять эспрессо, а британец — пинты три пива, не меньше. Но в итоге именно японцы стали первой нацией, которая начала зарабатывать на инновациях и высоких технологиях, хотя, казалось бы, культура и традиции этой страны, наоборот, стремятся застыть во времени навсегда.

Tokyo-Travel.jpg

Еще заметнее эти контрасты при свете дня. За окном суши-бара прохожие несутся куда-то с настолько целеустремленными взглядами и такими серьезными лицами, что эта сцена выглядит слегка нереальной, будто ты оказался внутри бесконечного таймлапса. Куда интереснее наблюдать за тем, как суши-мастер обращается со своим ножом. Кажется, его начали точить еще во время Цусимского сражения, но пользоваться стали лишь пару недель назад — до этого момента заточка была еще недостаточно идеальной. С помощью этого инструмента, сделанного по всем классическим канонам, мастер готовит суши для двух девушек с настолько экстравагантными прическами, что кажется, будто такие прически выйдут из моды даже раньше, чем сами девушки — из суши-бара. 

Заведением, в котором это происходит, владеет Киёси Кимура, чье имя чуть ли не ежегодно попадает на первые полосы японских газет. Именно он старается купить самого дорогого тунца года на знаменитом токийском рыбном аукционе. В прошлый раз это удалось ресторатору год назад, когда он приобрел главного тунца 2020 весом 276 кг за $1,8 млн. Увы, сами торги, еще недавно слывшие одним из любопытнейших туристических аттракционов Токио, утратили свой статус. Начиная с 2019 года они проходят в новом месте — в Тоёсу, и туда уже не пускают посторонних. 

tokyo-national-museum-2.jpg

А вот вблизи рынка Цукидзи, где тунцами торговали раньше, возник целый район уличного стритфуда, и, если вы любите японскую кухню, имеет смысл перекусить здесь в начале дня. Для фудис это такое же обязательное к посещению место, как и Токийский национальный музей для тех, кто ищет пищу духовную. Сами японцы любовно именуют его не иначе как «Японский Лувр», и сегодня это старейший и по совместительству самый крупный музей Японии. Находится он в парке «Уэно». Огромное музейное пространство, занимающее сегодня площадь в сто тысяч квадратных метров, начиналось в 1872 году как выставка в одном из токийских храмов. На ней было представлено всего 600 экспонатов: от вещей из сокровищницы императора до примеров природного богатства страны. 

Выставку посетило так много людей, и успех ее оказался настолько огромным, что стал началом общенациональной дискуссии о месте Японии в мире, уникальности этой страны и необходимости сохранить свои особенности. В определенном смысле та система координат, которую принимает большинство японцев, сложилась под большим влиянием этой дискуссии. В наши дни число экспонатов в коллекции музея приближается к ста пятидесяти тысячам, так что, если вы соберетесь осмотреть их все, то сможете запросто весь отпуск посвятить Токийскому национальному музею. Для первого же знакомства вполне хватит галереи Хонкан, среди экспонатов которой — старинные буддистские скульптуры, свитки древних японских книг, доспехи самураев и другие артефакты из прошлого.

A1B2816C7F000101731FADC499550A67.jpg

Древняя столица

Впрочем, если вы алчете именно истории, есть смысл отправиться не в Токио, а в Киото. Этот город более тысячи лет был столицей Японии, в том числе в период высочайшего расцвета страны. Правда, сегодня Киото куда больше известен как столица гейш. По нынешним временам их здесь действительно довольно много: вместе с ученицами (майко) в Киото в этой профессии занято порядка трех сотен человек. Однако встретить настоящую гейшу не так просто, как может показаться. Большинство женщин в национальных костюмах на улицах Киото — это переодетые статисты на случай, если туристам захочется выложить колоритные фото в соцсетях. Но если вы все же не теряете надежду увидеть настоящую гейшу, отправляйтесь в Гион-Кобу, Камиситикэн или Понто-тё, где расположены самые известные ханамати — районы проживания гейш. Только не забывайте, что это профессия древняя, но не древнейшая. 

Она не является синонимом проституции, а рабочее место гейши — это все тот же чайный домик, а не дом терпимости. И даже если во время такой прогулки настоящая гейша вам так и не встретится, вы вряд ли пожалеете о напрасно потраченном времени. В старинных кварталах история буквально витает в воздухе, здесь даже фонари и вывески должны соответствовать правилам, установленным сотни лет назад. В отличие от многих прочих японских городов Киото удалось избежать бомбардировок во время Второй мировой войны, так что большинство исторических построек в этом городе целы и поныне. 

Другим японским селениям повезло куда меньше: Осака или Кобе, к примеру, в 1945-м были уничтожены более чем наполовину, а авианалет на Токио в ночь с 8 на 9 марта того же года и вовсе стал одним из самых разрушительных за всю войну, после него нынешнюю столицу Японии пришлось отстраивать практически с нуля. Так что, если не принимать в расчет ряженых гейш на улицах Киото, в этом городе все настоящее, обильно пропитанное историей, точно суши — соевым соусом, а логотип всемирного наследия ЮНЕСКО здесь встречается чуть ли не чаще, чем в других городах страны.

E605B5E87F00010119DDC36A4ABCBDE9.jpg

Три главные древности в Киото — это Храм Тенрюдзи, а также два живописных пейзажных сада — «Самбоин» и «Арасияма». Оба они создавались ради созерцания цветения умэ (японской сливы) и сакуры (вишни) весной и периода момидзи осенью, когда листья кленов становятся алыми. Однако не стоит думать, что в остальное время сады простаивают без дела. «Самбоин», к примеру, имеет еще одно название — Сад четырех времен года. Построенный в юго-восточном предместье Киото храмовый комплекс Дайгодзи, на территории которого и находится этот сад, в Японии почитается как настоящая святыня. Здесь когда-то три императора служили монахами, а 18 из 70 местных деревянных построек имеют статус национальных сокровищ страны. 

В этом саду запрещается фотографировать, так что единственный вариант насладиться его красотой — увидеть «Самбоин» своими собственными глазами. Парк «Арасиями» расположен на западе Киото. Это целый живописный район, пейзажи которого являются одними из самых любимых для жителей Страны восходящего солнца. Здешние бамбуковые рощи и бакланы привлекают в эти места не меньше людей, чем цветение деревьев в период ханами. С июля по сентябрь вы можете понаблюдать за рыбаками, которые добывают свой улов на реке Ходзу с помощью ручных бакланов, — этой традиции уже более тысячи лет. Бамбуковая роща в «Арасиями» чуть моложе, она была заложена в XIV веке и сегодня занимает внушительные 16 км2

arashiyama (15)-tmb-1200x628xfill.jpg

Главное, что привлекает сюда людей, — это игра света и тени, которую создают исполинские бамбуковые стволы, когда они раскачиваются на ветру в солнечный день. Звуки, которые они издают, ударяясь друг о друга, — еще один повод побывать в «Арасиями». 

Напоминают они то ли там-там, то ли маримбу, то ли ксилофон и производят настолько умиротворяющий эффект, что он сравним с полноценной медитацией. Хотя, если вам нужна полноценная духовная практика, лучше все-таки отправиться в Храм Тенрюдзи. Гигантский дракон, нарисованный на потолке зала молитв Унрюдзу в этом храме, не сводит с посетителей глаз, где бы они ни находились, — из-за этого зал получил второе имя «Хаппо-нирами-рю» («Дракон, который смотрит со всех сторон»), а сам Храм Тенрюдзи стал известен еще и как Храм Небесного Дракона. Это наиболее почитаемый из всех Пяти Великих Храмов Дзен в Киото. 

Рядом с храмом есть сад «Согэнти» с прудом в форме иероглифа «сердце». Его в XIV веке создал знаменитый поэт, мастер садового искусства и первый настоятель храма Мусо Сосэки. Позднее сад «Согэнти» был признан местом особой живописности и в этом статусе до сих пор находится под государственной защитой Японии. Чуть южнее Киото, в префектуре Сига, вблизи озера Бива, находится один из самых необычных музеев Японии — музей «Михо». 

В коллекции музея собрано более 2000 артефактов великих цивилизаций древности — от Месопотамии и Египта до Китая и самой Японии, но интересен он в первую очередь не экспонатами, а своим зданием. Проектировал его Юй Мин Пэй, тот самый архитектор, что построил стеклянную пирамиду в Лувре (оба здания даже отделаны внутри одинаковым бежевым известняком). Три четверти музея «Михо» находятся внутри горы, а все сопутствующие постройки, тоннели, подвесные мосты вблизи главного корпуса производят настолько сильное впечатление, что некоторые посетители не обращают на экспозицию ни малейшего внимания, ограничиваясь лишь архитектурой. Единственный минус этого места — музей работает всего несколько месяцев в году, так что перед поездкой туда имеет смысл уточнить расписание на сайте miho.or.jp.

dogo-onsen1.jpg

Столицы ада и рая

Япония — крайне необычное место. И дело здесь не только в периоде самоизоляции, который начался в стране задолго до пандемии коронавируса и продолжался несколько веков, и не в самобытной культуре, которая появилась как результат этого затворничества. Точнее, не только в них. В Японии даже природа — и та, кажется, норовит выделиться и удивить путешественников. Острова, на которых расположено это государство, — часть Тихоокеанского огненного кольца, области, в которой находится большинство действующих вулканов Земли. В итоге японские пейзажи порой буквально вскипают, словно их поставили на конфорку. Геотермальная активность стала причиной возникновения в Японии культуры общественных купален (онсэнов). На стыке стремления к соблюдению гигиены, а также заботы о собственном здоровье и долголетии таких онсэнов в Японии построили бессчетное количество. 

Среди них есть исторические заведения, существующие уже несколько веков, — например, Dōgo Onsen в Мацуяме. Именно он стал прообразом купален ведьмы Юбабы в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками». Есть те, где посетители принимают горячие ванны, сидя не в бассейне, а в песке, как в Ibusuki Onsen в префектуре Кагосима на острове Кюсю. Называются такие процедуры «суна-муси», и, как показывают медицинские исследования, они часто дают даже больший оздоровительный эффект, чем посещение традиционных купален. 

3807_top.jpg

Онсэны бывают совсем небольшие, как, например, Oku-Nikko Yumoto Onsen недалеко от Токио. Некоторые из них, наоборот, разрастаются до размеров полноценного города, как это произошло в Беппу — крупнейшем на планете термальном курорте. Расположен он в префектуре Оита на острове Кюсю. В окрестностях Беппу находятся сразу два вулкана, которые кипятят невиданное количество подземных вод: каждую секунду на поверхность поднимается более полутора тысяч литров. Причем целебные источники в этих местах поражают не только своим количеством, но и разнообразием. Вулканы выталкивают из недр воду десяти разных видов, различающихся и по минеральному составу, и даже по цвету. В одних термальных бассейнах она кроваво-красная, в других — молочно-белая, в третьих — бирюзовая. Где- то на поверхности образуются пузыри, где- то «варятся» статуи демонов, а где-то каждые полчаса из земли бьет мощный гейзер. 

Восемь самых интересных купален даже объединены в пеший маршрут «Ады Беппу». Еще один термальный город-курорт находится на острове Хоккайдо, называется он Наборибецу. И хотя он не такой крупный и не такой известный, как Беппу, на улицах здесь тоже ощущается запах серы, клубятся испарения и толпятся пенсионеры, мечтающие о второй молодости и котлах из сказки про Конька-горбунка. Рядом с городом расположен национальный парк, главная достопримечательность которого — Долина ада. Не верьте названию — на самом деле это никакая не долина, а настоящий кратер вулкана, по краю которого проложена пешая тропа. Она петляет между столбами пара, вырывающимися из разноцветной от минеральных отложений земли.

ФОТО5.jpg

Впрочем, возможно, вы предпочитаете светлую сторону силы? В таком случае имеет смысл посетить полуостров Кии. Уже более тысячелетия в эти места стекаются пилигримы, чтобы пройти одной из паломнических троп, известных под именем Кумано-кодо. Когда-то здесь было так многолюдно, что на дорогах возникали многокилометровые очереди. Они извивались среди долин, холмов и из-за сходства с вереницами муравьев даже получили название «Паломничество муравьев Кумано». При этом протяженность паломнических троп составляет от 70 до 160 км. 

Одни маршруты проложены вдоль океанского побережья (например, те, что проходят через город Танабэ), другие петляют среди вековых кедров (тропа Даймонзака) или проходят в горной местности и пересекают сразу несколько японских префектур. Все маршруты Кумано-кодо рано или поздно сходятся в городе Хонгу, где находится одна из наиболее почитаемых пилигримами святынь — храм Кумано-Хонгу-Тайся. Порадуем путешественника: в пути вам вовсе не обязательно отказываться от привычных мирских развлечений. Многочисленные бары-идзакая, разбросанные тут и там вдоль дорог, паломники посещают с той же охотой, что и намоленные, сакральные места. 

Сидя в одном из таких баров, невозможно не заметить, что в определенном смысле путь Японии — это еще одна тропа Кумано-кодо, только так и не нанесенная ни на одну карту, а ориентироваться на ней следует не с помощью компаса, а взяв в руки учебник истории. Императоры, эпохи будут меняться и дальше, но какой бы на календаре ни значился год, или какая бы религия ни была сейчас в моде, Страна восходящего солнца продолжит уверенно двигаться вперед, следуя своим собственным маршрутом, до конца понятным только истинному японцу.