Post

Самые интересные маршруты швейцарских панорамных поездов

Поезда в Швейцарии — это не просто транспорт, а неотъемлемая часть швейцарской ДНК. Вряд ли какое-то достижение человечества можно вписать в окружающую среду лучше, чем швейцарский экспресс. Бесшумный и экологичный, он идет там, где простираются девственные альпийские луга, высятся горные вершины и шумят водопады — так близко, что кажется, будто их брызги могут долететь до окон. 

Для поезда нет преград: он прорезает горы насквозь по тоннелям и поднимается высоко к ледникам, не смущая своим присутствием ни коров, пасущихся совсем рядом, ни дремлющих возле рельсов сурков, которые даже не открывают глаза, когда состав проходит мимо. Куда бы  вы ни отправились, пейзаж, проплывающий за панорамными окнами, всегда будет завораживать — будь то сельская пастораль или архитектура старинного города, бурная река, густой лес или горный ледник. 

f.eu1.jwwb.nl_public_r_l_f_temp-twrjcxfuxjfdvkljqdrn_khszmd_ExcellenceClass_Oberalpass-2.jpg

Швейцарская железная дорога — особый способ путешествия, возможность слегка замедлиться и взглянуть на Швейцарию с совершенно неожиданных ракурсов. Для этого придумали премиальные панорамные экспрессы, маршрутная сеть которых называется Grand Train Tour и пролегает по самым красивым местам страны. Пассажирам таких поездов доступны вагоны класса люкс, кухня гурме, сервис по доставке багажа и прочие радости жизни. Экспрессы работают по принципу hop on — hop off: можно выйти на любой станции ради короткой прогулки (многие поезда курсируют каждый час) или же остановиться на ночевку, а затем продолжить путь.


Luzern — Interlaken Express

Маршрут: Люцерн — Интерлакен.
Протяженность маршрута: 98 км / 1 час 50 мин.
Промежуточные станции: Сарнен — Заксельн — Гисвиль — Кайзерштуль — Лунгерн — Брюниг-Хаслиберг — Майринген — Бриенц

8390388914_0b1227d25a_o.jpg

Первые поезда на одном из участков этой железной дороги появились еще в 1888 г., а нынешний панорамный экспресс был запущен в 2012-м. Его маршрут соединяет два всемирно известных швейцарских озерных курорта — Люцерн и Интерлакен. По дороге тоже будет много воды: из окон вы увидите Люцернское озеро, временами напоминающее то море, то фьорды, затем оно сменится озерами Сарензее и Лунгерер, небольшими горными озерами и водопадами, пасторальными деревнями и деревянными домиками с красными ставнями, пасущимися здесь и там коровами… 

И в какой-то момент покажется, что на вашем пути кто-то специально расставил декорации в стиле «идеальная Швейцария». Мысли о том, чтобы поработать или почитать в пути, можно отбросить сразу: скорее всего вы будете постоянно перебегать от своего окна к противоположному, пытаясь зафиксировать окружающую красоту на камеру или телефон. Кстати, не так давно в экспрессе Люцерн — Интерлакен стали продавать билеты в кабину машиниста — ее посещение придает поездке особые ощущения.

DFLBqnuiKDEBKa3fPwseoa.jpg

Экспресс Люцерн — Интерлакен — настоящий чемпион по количеству интересных мест и потенциальных экскурсий на пути следования. Обязательно прогуляйтесь по центру Люцерна и по знаменитому деревянному мосту Капельбрюкке через реку Ройс, возведенному в 1365 г. (он считается самым старым крытым деревянным мостом в Европе), рядом с которым возвышается символ города — восьмиугольная Водяная башня, снуют крикливые чайки, неспешно плавают лебеди. 

Недалеко от Люцерна, в местечке Хергисвиль на берегу Люцернского озера, работает стекольная фабрика — туда можно отправиться на экскурсию и понаблюдать за работой стеклодувов. Зарнен, столица кантона Обвальден, внешне мало отличается от прочих старинных швейцарских деревень, однако именно здесь хранится главная архивная достопримечательность Швейцарии — Белая книга Зарнен, в которой имеется запись от 1470 г. о клятве Рютли. Эту присягу принесли друг другу представители трех первоначальных кантонов Швейцарии — Ури, Швица и Унтервальдена. Их союз положил начало швейцарскому государству, а в 1804 г. послужил основой для пьесы Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль». 

На озере Сарнерзее можно отправиться на водную прогулку, а вдоль его берегов — на пятичасовой хайкинг. Любителям рыбалки стоит сделать остановку на озере Лунгерерзее, богатом радужной, золотой и лососевой форелью. 

Zentralbahn-Bruenig__FitWzEyMDAsMTIwMF0.jpg

Вскоре после станции Гисвиль поезд переходит на зубчатую железную дорогу, технология которой позволяет подниматься под углом до 10 градусов: путь лежит через горный перевал Брюниг, соединяющий кантоны Обвальден и Берн. Еще одна интересная остановка — Майринген: здесь, возле Райхенбахского водопада, герой повестей Конана Дойла Шерлок Холмс чуть не погиб в схватке с профессором Мориарти. В городе даже построили памятник знаменитому сыщику! А еще этот городок считается родиной меренги: согласно легенде воздушный десерт был изобретен здесь в конце XVII в. итальянским шеф-поваром по фамилии Гаспарини и назван по имени города. 

Конечная точка маршрута — Интерлакен — не только популярный курорт на берегах Тунского и Бриенцского озер, но и отправная точка для экскурсий к знаменитому пику Юнгфрау, третьему по величине пику Бернских Альп. 


Jungfraubahn 

Маршрут: Гриндельвальд (Кляйне-Шайдегг) — Юнгфрауйох.
Протяженность маршрута: 9 км / 50 мин.
Промежуточные станции: Эйгерглетчер — Эйгерванд — Айсмеер

schweiz-die-berucc88hmte-jungfraubahn-in-der-schweiz-bringt-ihre-passagiere-zum-jungfraujoch-dem-hocc88chstgelegenen-bahnhof-europas-panaman-shutterstock.jpg

Железную дорогу «Юнгфрау» заложили в 1893 г., а открыли лишь в 1912-м — строительство требовало прокладки горного тоннеля, который был прорыт благодаря героическим усилиям итальянских горняков. На высоту 3454 м, где находится самый высокогорный вокзал Европы «Юнгфрауйох», также можно подняться на поезде — по зубчатой железной дороге «Юнгфрау» из соседнего с Интерлакеном городка Гриндельвальд, со станции «Кляйне-Шайдегг». Эта железная дорога считается самой высокогорной в Европе, а перевал Юнгфрауйох — единственное место в мире на такой высоте, куда можно добраться без специального альпинистского снаряжения.

На станции открыт небольшой музей, посвященный истории строительства железной дороги. По пути можно любоваться горными пейзажами, причем круглый год зимними, даже когда внизу в самом разгаре лето. Если хочется сократить время в пути, из Гриндельвальда до Эйгерглетчера можно доехать на новой канатной дороге Eiger Express. От станции «Эйгерглетчер» проложен пешеходный маршрут вдоль склона горы Эйгер, промаркированный своеобразными указателями — каменными турами, искусственными конусообразными грудами камней. 

Jungfraubahn-at-Kleine-Scheidegg.jpg

Но, конечно, самое интересное ожидает туристов наверху — со смотровой площадки «Сфинкс» открывается 360-градусный обзор горного ландшафта Швейцарские Альпы Юнгфрау — Алеч, признанного частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. 50% этой высокогорной области покрыто вечными льдами. В непогоду на станции, открытой всем ледяным ветрам, можно прочувствовать, как рискуют альпинисты в попытках покорить коварную стихию. Зато, когда светит солнце, с площадки, на которой также оборудована самая высокогорная обсерватория в Европе, видны белоснежные вершины Юнгфрау (4158 м), Эйгер (3967м), Мёнк (4110 м) и ледник Алеч. А еще здесь есть Ледовый дворец — настоящая ледяная пещера площадью 1000 кв. м. В 1943 г. ее прорыли ниже уровня ледника два местных горных гида. Все экспонаты этого своебразного музея — фигурки животных, различные скульптуры — также вырезаны изо льда.


Golden Pass

Маршрут: Цвайзиммен — Монтрё.
Протяженность маршрута: 81 км / 2 часа 8 мин.
Промежуточные станции: Гштаад — Шато-д’ Э 

GoldenPass-bergen.jpg

Панорамный маршрут «Золотой перевал» соединяет две противоположности — немецкую и французскую Швейцарию. Примерно в середине пути, после Гштаада, проходит пресловутый «ров рёшти». Этот шутливый термин отсылает к любимому блюду немецких швейцарцев — жареной картошке с беконом рёшти и является символом культурных и политических различий между двумя частями одной страны.

Поначалу за окнами проплывают зеленые лужайки, идиллические шале, стада пасущихся коров и овец, а ближе к концу за окнами вдруг разливается прозрачная синева Женевского озера и вместе с ней — атмосфера аристократического курорта с богатой историей.

На маршруте «Золотой перевал» курсируют два типа поездов — современный панорамный экспресс GoldenPass Panoramic и ретропоезд GoldenPass Belle Epoque, точная копия составов образца 1930 г., на которых в былые времена возили на экспорт сыр «Грюйер». Небольшие вагоны облицованы древесиной, оборудованы мягкими креслами и украшены позолоченными деталями. В некоторых поездах GoldenPass Panoramic в первом и последнем вагонах есть VIP-места у лобового стекла с обзором на 180 градусов (кабина машиниста находится этажом выше). Здесь как нигде ощущается скорость – неудивительно, что бронировать такие места нужно заранее. 

GoldenPass.png

Одна из самых примечательных остановок на маршруте — Шато-д’Э. Здесь стоит выйти любителям сыра — средневековый город был основан в начале XI в. графской династией Грюйеров, и старинные традиции сыроварения здесь живы до сих пор. Познакомиться с ними и, конечно же, вкусить их плоды можно в одной из местных сыроварен — отличное фондю гарантировано! При желании можно даже попытаться научиться варить альпийский сыр. А еще здесь ежегодно проходит фестиваль воздушных шаров и имеется соответствующий музей.

Но, конечно, главный бриллиант в оправе «золотого» маршрута — Монтрё и Швейцарская Ривьера. Всего несколько минут пешей прогулки разделяют железнодорожный вокзал и озерный причал, откуда одна из лодок в стиле Прекрасной эпохи доставит вас в знаменитый Шато-де-Шильон. Бывшая резиденция герцогов Савойских обязана всемирной славой Лорду Байрону и его «Шильонскому узнику». Основанный в 1160 г. и прекрасно сохранившийся средневековый замок гордо возвышается на скале и служит бессменной площадкой для фотосессий и видеосъемок, а гиды в костюмах средневековой аристократии укрепляют ощущение, что время здесь остановилось много веков назад. Чуть больше года назад при замке открыли новый гурме-ресторан, здесь также проводят дегустации вин с собственных виноградников.

gal_gpbe_002.jpg

Не менее интересна в Монтрё и новейшая история — например, Аллея Славы у отеля Montreux Palace со скульптурами гостивших в городе знаменитостей — Владимира Набокова, Рэя Чарльза, Эллы Фицджеральд, Карлоса Сантаны. На набережной застыл с гитарой Фредди Меркьюри, обожавший этот курортный город и черпавший в нем вдохновение для своего последнего альбома.


Glacier Express

Маршрут: Санкт-Мориц — Церматт.
Протяженность маршрута: 291 км / 8 часов.
Промежуточные станции: Давос — Кур — Дизентис — Андерматт — Бриг

1875x1250_0xac120003_5783398251615832587.jpg

Ледниковый экспресс существует с 1930 года и является, наверное, самым популярным панорамным поездом в Швейцарии. Во-первых, он проходит через три престижнейших горнолыжных курорта — Санкт-Мориц, Давос и Церматт. Во-вторых, часть пути лежит на высоте 2033 м по заснеженному перевалу Оберальп, с которого открываются охраняемые ЮНЕСКО пейзажи региона Юнгфрау — Алеч, и в этот момент кажется, будто вы оказались на Северном полюсе. В-третьих, маршрут включает кантон Граубюнден, расположенный в романшской части Швейцарии, где говорят на ретророманском языке.

На пути следования поезда можно увидеть массу интересных достопримечательностей. Среди таковых, например, «падающая» башня в Санкт-Морице постройки 1139 г.; Ландвассер, старинный виадук с колоннами; швейцарский Гранд-Каньон — Рейнское ущелье; замок Стокальпер с тремя луковичными башнями в Бриге, охраняемый ЮНЕСКО; самый старый город в Швейцарии Кур, история которого насчитывает без малого 5000 лет, и, наконец, Церматт со знаменитыми валлисскими черноносыми овцами и вершиной Маттерхорн, изображение которой украшает шоколад Tobleron.

maxresdefault.jpg

В нынешнем году к двум классам обслуживания в Ледниковом экспрессе добавился еще один — Excellence, считающийся наиболее фешенебельным на всех железных дорогах Швейцарии. На посадке пассажиров Excellence приветствует консьерж, багаж едет в отдельной багажной секции, все места в вагоне расположены возле панорамных окон. Путешественников также ждут гурме-обед, который готовят на мобильной кухне поезда, и премиальная винная карта.


Gornergrat Bahn

Маршрут: Церматт — Горнерграт
Протяженность маршрута: 9 км / 33 мин.
Промежуточные станции: Финдельбах — Риффельальп — Риффельбоден — Риффельберг — Ротенбоден 

Gornergrat-Bahn-Panorama-Herbst_front_large.gif

Железная дорога «Горнерграт», соединяющая Церматт с пиком Горнерграт, считается самой высокогорной железной дорогой на открытом воздухе в Европе. Она построена в 1898 г. Это была первая электрическая зубчатая железная дорога в стране. На конечной станции на высоте 3089 м оборудована смотровая площадка, с которой открывается вид в общей сложности на 29 пиков-четырехтысячников, в том числе на самую высокую гору Швейцарии Дюфур (4634 м) и на знаменитый Маттерхорн (4478 м) — одну из самых сложных для восхождения вершин в Европе. Вокруг оборудованы три летних веломаршрута и тропы для хайкинга. Зимой отсюда можно добраться до лыжных трасс, а Ротенбоден и Риффельберг связывает тобогган.