Post

Путешествия как вход в зону комфорта

Мой муж не любит путешествовать и ненавидит собирать чемодан. «Это выход из зоны комфорта, — говорит он, — страдание и лишения, пусть даже пять звезд, все равно». Он, конечно, прав. Но непонятно, что плохого в выходе из зоны комфорта. Вот, например, голод и диета — типичный пример выхода из зоны комфорта. Или, скажем, новый иностранный язык. Да что там, стих выучить — и то мучительно. Но все ограничивают себя в еде, и все учат английский, а за ним — итальянский и далее везде. И говорят, что выход из зоны комфорта считается сплошной пользой и зарядкой. А никому в голову не приходит, что путешествие — такое же полезное дело? Когда-то давно Авиценна нащупывал истину: рекомендовал отослать тяжко влюбленного в дальние края на год — и любовь пройдет. (Страстная влюбленность четыре тысячи лет назад приравнивалась к болезни. Потом, в средние века, ее воспели, а лет пять назад ВОЗ все же опомнилась: болезнь-таки, надо лечить.) О депрессии в последнее время тоже стали много говорить, что ее надо лечить сменой впечатлений. Тем, кто к ней склонен, даже в школу и на работу рекомендуют теперь ходить разными дорогами. И один юноша вот уже два года ездит по миру с рюкзаком, живет уроками английского, постит фотки в фейсбуке и таким образом лечит офиицально диагностированную тяжелую депрессию. Фотки, кстати, отличные — я видела, а болезнь отступает. Просто один шаг, я считаю, остался до того, чтобы ученые официально заявили: путешествуйте, это полезно. И пока не грянуло, я успею первой.

Друзья! Путешествовать жизненно важно. Шутки в сторону. Ведь каждый шаг в поездке и перед ней — это тот самый полезный выход из зоны комфорта и вход туда, где тренируются новые умения, освежаются и корректируются прежние. А любой психолог вам скажет, что только так рождаются новые связи в мозгу. Например, собрались вы в отпуск. Кто умеет считать, сколько дней в Шенгене пропечатано на задних страницах? А надо, иначе неприятно будет остаться в аэропорту вылета развернутым восвояси. Или вот еще новшество: паспорт должен не кончиться раньше, чем через три месяца с момента въезда в Шенгенскую зону. Иначе могут опять снять с рейса. Неприятно, если на пересадке такое. Значит, тренируем мозг, считаем, сколько нам до окончания паспорта. А собрали ли вы уже чемодан? Тут требуются просто сократовские мозги и философский подход,
это вам не в офис одеться плюс футболка для вечеринки после. Это же надо зайти на сайт погоды в месте пребывания, решительно вынуть из чемодана куртку, потом опять ее туда положить, но уже в виде ветровки плюс три футболки и свитер, для вариативности. Три официальных ужина не забудем: пиджаки, ботинки, платья-шпильки, и хорошо, если форматы везде смарт-кежуал. 

Теперь шнуры, зарядки и батарейки. Тоже шевелим мозгами: если багаж потеряется, то без зарядки телефон сядет, и ты погиб. Значит, зарядку надо брать с собой в ручной багаж. Вообще все хочется взять с собой, но, раз ты такой умный, езжай автомобилем. А если самолет, то все в багаж, кроме телефонной зарядки и фотоапарата, он швыряние плохо переносит. Хотя нет, фотоаппарат нельзя: не так давно на рейсе мальтийских авиалиний блогера-миллионника Сергея Долю заставили сдать фототехнику в багаж: безопасность. Значит, тренируем мозг на новое умение — заворачивать в свитера фотоаппараты и компьютеры, укладывать их в середину чемодана, чтобы они, значит, там внутри болтались под девизом «во тьме печальной гроб качается хрустальный», — такая цель. 

Говорю вам, путешествие — это квест. Покруче любой компьютерной игры. И не говорите мне, что можно раз и навсегда составить список необходимого. Пробовали, поверьте, и имя им легион. Не работает. К примеру, лекарства. Да, антибиотики всегда должны быть с собой. Но они же каждый день все новее и все лучше. Да, от желудка обязательно. Итого: антибиотики, обезболивающие, антидоты, мазь от растяжений, мелатонин. Хотя зачем мелатонин, если разница во времени — всего час? Истинно говорю вам, вырабатываются новые нейронные связи, улучшаются когнитивные функции, когда вот эдак посидишь часок над коробкой с таблетками. Витамины омега-три брать, или я много рыбы буду есть? Я же в Италию лечу. Витамин С в Якутию обязательно, а в Южную Африку вообще он незачем. Я даже сейчас не говорю про аэропорт, давайте пропустим наши уникальные умения раздеваться до трусов в присутствии посторонних, а ведь еще 15 лет назад ни сном ни духом в масштабах мира никто такого не умел. Хотя это тоже, я считаю, борьба с альцгеймером.

Нет, я сейчас перепрыгну аэропорт и сразу скажу про отель. Какой стороной в замок засунуть карточку, как включить свет — общий, отдельный и у кровати, — а главное, как выключить подсветку под раковиной, которая светит прямо в глаз ночью из-под двери? Это же настоящая головоломка! Или вот отельные розетки. Я раньше все отели делила на две группы: те, в которых розетки на уровне стола, и те, у которых они под столом в количестве одной, и в нее воткнут штекер от настольной лампы. Конечно, можно малодушно взять с собой удлинитель на пять штекеров длиной пять метров и весом в килограмм, чтобы подключить все и сразу. А можно расширить квест, заставив себя позвонить на ресепшн. Ведь в одном отеле написано, как звонить, бумажка заламинирована и лежит у телефона. В другом написано в толстом справочнике и лежит в тумбе. В третьем ничего не написано. Нажимаю там привычный «0», и так тридцать раз, пока мимо не будет пробегать коридорный, а я уже тут, стою у двери в зазывной позе с трубкой наперевес. Оказывается, надо нажать «9» и вызов, но не наоборот, иначе не сработает. Отрабатываю вариативность и свободу мышления, готовность к вызовам. Люди за такие тренинги большие деньги платят, и я сейчас не шучу. Или дизайнерские девайсы, вот я их люблю! Прямо сразу мозг умнеет. И адреналин такой, что ахнешь, уже не ждал от себя такого накала эмоций. Я раз прямо с трубкой телефонной из номера пришла на ресепшн, чтобы они мне показали, как до них дозвониться.

Вот, кстати, еще: ресепшн. Тоже тренировка. У японцев такая была лет 50 назад, чтобы научиться побеждать: спрашивать дорогу у незнакомцев. Бороться с собственным окукливанием. Любой может взять с собой походный примус и варить на нем кофе в номере. Нет, ты позвони на ресепшн и словами спроси, как включается кофеварка. Правую кнопку жать или ту, что сзади, и какой стороной всовывать в нее капсулы. Я не вожу с собой удлинитель на пять розеток специально, чтобы позвонить на ресепшн и попросить его принести, вступить в коммуникацию и победить своего внутреннего интроверта. Всегда забываю, кстати, как называется удлинитель на всех языках мира, но совсем скоро я перестану это забывать, потому что путешествия разовьют мой мозг до его проектной мощности, и я везде буду как дома, как Федор Конюхов, я нигде не пропаду; надеюсь, на мою жизнь квестов и неунифицированных розеток хватит. И если вы думаете, что все это мои смешные фантазии, то представьте, как бы вы хохотали, если бы вам о пользе шампанского в деле борьбы с альцгеймером сказала я, а не ученые. А ведь это правда. Оно полезнее, чем стихи наизусть и новые языки. Оно полезно, но не замена путешествию. Ничто ему не замена.


Иллюстрация: Екатерина Белявская