Post

Правила виноделов с точки зрения Ватикана

Злопыхатели всех стран и вероисповеданий могут возрадоваться — у Ватикана возникли те же проблемы, что и у Роскомнадзора. Набирающая популярность тема церковных вин стала дискредитироваться недобросовестными производителями, и Папа Римский должен был высказаться за чистоту их рядов.

Папа Франциск I обратился к католическим епископам с письмом, в котором напомнил о лежащей на них ответственности за использование правильного вина в обряде Святого Причастия. 

Правильным, согласно мнению Ватикана, является вино «натуральное, произведенное из винограда, чистое, не испорченное и не смешанное с какими бы то ни было другими субстанциями». 

«Особое внимание, — указывается в письме Ватикана к епископам, — надо обратить на то, чтобы вино, которое предполагается использовать в церемонии, было в хорошей сохранности и не было скисшим». 

274502-1569001270.jpg

У церкви есть особенные причины обращать внимание на этот аспект. Вино, которое используется для обряда причастия, должно быть не просто не скисшим, то есть не испорченным в результате неправильного хранения, но и не особенно кислым на вкус. Иначе оно будет вызывать естественную реакцию отторжения, причем не только у взрослых, которые к своему сознательному возрасту обычно уже привыкают терпеть, когда им что-нибудь не по вкусу, но и у детей, которые гораздо менее сдержанны и свои отрицательные эмоции обычно выражают открыто.

Именно по этой причине в церквях самых разных стран и народов церковными, как правило, становились сладкие вина — вина позднего сбора с остановленным брожением и остаточным сахаром. Одна из версий, объясняющих название группы итальянских сладких вин Vin Santo, отсылает нас как раз к использованию их в церкви для обряда причастия.

Остановка брожения добавленным спиртом или винным бренди — один из способов получить сладкое вино. Именно этот способ используется для получения портвейна, мадеры и других классических сладких крепленых вин. Впервые он был описан каталонским средневековым медиком и алхимиком Арнольдом из Виллановы на рубеже XIII и XIV веков.

b747eaab7d.png

Видимо, в эту далекую пору вина из южнофранцузской области Каор (Cahors) на какой-то исторический промежуток времени стали сладкими и креплеными — церковный статус придал им Папа Римский Иоанн ХХII, уроженец Каора, который по странному стечению обстоятельств был выпускником той же медицинской школы в Монпелье, где преподавал Альнольд из Виллановы. По Европе вина Каора распространились благодаря голландским купцам, у которых, как известно, столь многому научился российский царь Петр I. За то, что Россия узнала именно сладкую и крепленую версию кагора, мы, по всей видимости, должны быть благодарны именно этому самодержцу. 

Теперь о канонах. Если в вино для остановки брожения добавлять виноградный спирт или бренди, то у церкви нет формальных причин против этого протестовать. Винный дистиллят — продукт винокурения. Однако на рубеже XIX и XX веков в России и некоторых других странах для крепления вин стали использовать зерновой спирт, который по своим качественным показателям часто даже превосходил спирт виноградный. Крепленые вина, сделанные с добавлением зернового спирта, были чище в аромате и не требовали очень долгой выдержки для гармонизации вкуса. При этом они были столь же стойкими, не портясь при хранении и транспортировке.

Но они не отвечали некоторым канонам — в частности, католическим. Строго говоря, в их состав входят не только плоды виноградной лозы. 

0_0_orig копия.jpg

Кстати сказать, в последнее время православная церковь стала искать альтернативы крепленому кагору. Например, «Алтарное» вино, произведенное в крымской Альминской долине по заказу и с благословения Ново-Иерусалимского монастыря, сделано из красного винограда позднего сбора и является природно-сладким без добавления спирта. 

Трудно сказать, какие именно добавки к вину беспокоили папу Франциска, когда он призывал использовать для причастия только «чистые» вина. Едва ли это был «направленный сигнал» для православной церкви, которая предпочитает кагор, крепленный зерновым спиртом. Даже в католической Италии производится немало крепленых ароматизированных вин (и не только вермутов!), которые вряд ли можно назвать «чистыми». А уж о том, что входит в состав вин, которые используются в церквях не столь традиционно-винодельческих, сложно даже предположить…

Наверное, не случайно «вина с сомнительным происхождением» Ватикан в своем обращении вообще запрещает использовать. И, несмотря на многочисленные теологические расхождения между католической и православной церквями, этот последний принцип наши священнослужители могли бы взять на вооружение.


Кстати, согласно указанию Ватикана в таинстве причастия нельзя использовать хлеб без глютена. Допустимо использование хлеба с низким содержанием глютена, но важно, чтобы в пшенице было достаточно протеина, тогда хлеб будет испечен без добавок. Добавление сахара и фруктов считается «грубым нарушением». Генно-модифицированные составляющие в хлебе допускаются. Кроме того, хлеб должен быть испечен честными людьми.