Post

Мода на Мексику: 6 сокровищ Халиско

Мода на Мексику среди российских туристов началась во время пандемии — эта страна оставалась едва ли не единственной в мире ни на день не закрывавшей свои границы для путешественников. Для тех, кто уже открыл для себя Карибское побережье и хочет новых впечатлений, штат Халиско - идеальное направление. С одной стороны, отсюда родом самые общеизвестные символы Мексики - сомбреро, текила, мариачи, плетеные украшения из бисера, а с другой - здесь есть места, в которых Мексику трудно узнать: на фотографиях их можно принять за Испанию, Италию, Швейцарию и даже Шотландию. В обзоре TopFlight - самые интересные города Халиско.


EGF7FXR3TZK6NC4ZDGYVYXWHKY.jpg

Гвадалахара

Если в России извечно спорят любители Москвы и Санкт-Петербурга, то в Мексике аналогично соревнуются между собой столица Мехико-Сити и Гвадалахара — один из самых развитых регионов в Латинской Америке, третья по величине в стране городская агломерация, центр искусства, культуры, моды, науки и хайтек-индустрии. В Гвадалахаре регулярно проводятся международный кинофестиваль и международная книжная ярмарка, дважды город принимал чемпионат мира по футболу. Здесь находится второй в Мексике и пятый в Северной Америке старейший университет, а в 2005 году Гвадалахара была названа Культурной столицей Америки — этот титул ежегодно присваивает одному из городов обеих Америк Организация американских государств.

Свое название Гвадалахара получила от одноименного испанского города, но неспроста: ее основатель, баскский путешественник и конкистадор Кристобаль де Оньяте, выбрал имя в честь родины завоевателя западной Мексики Ниньо де Гусмана. Изначально же слово «Гвадалахара» происходит от арабского wādī al-hajārah, что в переводе означает «долина камней».

Город был основан в 1542 году как столица Новой Галисии, входившей в состав вице-королевства Новая Испания. В колониальные времена Гвадалахара быстро развивалась благодаря близости к месторождениям серебра, а в XVIII веке во время Мексиканской войны за независимость национальный герой Мигель Идальго установил в Гвадалахаре первое революционное правительство.

La_Minerva_Guadalajara_Jalisco.jpg

Знакомство с городом стоит начать с его символа — статуи Минервы на пересечении трех центральных проспектов. Никто точно не знает, почему символом Гвадалахары была выбрана древнеримская богиня мудрости, военного дела и искусства. В 1956 году губернатор Халиско Августин Яньес распорядился соорудить в столице штата какой-нибудь памятный монумент. Скульптор Хулио де Пенья создал статую Минервы по эскизу художника Хоакина Ариаса. Говорят, Яньесу эта идея понравилась, потому что он хотел сделать Гвадалахару «мексиканским Римом». В женском лице, смотрящем из-под позднеримского гребневого шлема, легко угадываются индейские черты — при создании образа художник использовал фотографии коренных жительниц Халиско. Бронзовая 11-метровая Минерва, у подножия которой расположены фонтан и клумба с кустами агавы (про это растение мы расскажем чуть позже), быстро стала лицом города — туристы любят ее фотографировать, а горожане — наряжать в честь знаменательных событий. Буквально в пяти минутах ходьбы от статуи находятся Арки Гвадалахары — стилизованные городские ворота в неоклассическом стиле, построенные в 1938 году архитектором Аурелио Асевесом на месте, где в колониальные времена начинался город. Прототипом послужила Триумфальная арка в Париже, но в Гвадалахаре решили не мелочиться, и арок сделали сразу две.

Визитная карточка исторического центра — Кафедральный собор Гвадалахары. Здание с куполом и двумя башнями, своей конструкцией отдаленно напоминающее Кёльнский собор, было возведено в 1618 году по проекту испанского архитектора Мартина Касийяса на месте сгоревшей церкви Санта-Мария-де-Грасия. Этот собор — настоящий долгострой: указ о его строительстве был издан королем Испании Филиппом II еще в 1561 году, однако дело застопорилось более чем на полвека из-за нехватки средств. Но на этом злоключения не закончились: ровно через 200 лет после завершения строительства в городе случилось землетрясение, которое разрушило башни и купол. Собор восстановили, но в 1849 году его постигла та же участь. Нынешние башни были построены в 1854- м — на сей раз дело доверили местному архитектору Мануэлю Гомесу Ибарра. С тех пор Гвадалахару трясло не раз, но инженерная мысль побеждала стихию.

Fachada_del_Templo_Expiatorio_del_Santísimo_Sacramento,_Guadalajara_13.jpeg

Еще один достойный внимания собор — церковь Сантиссимо Сакраменто, названная в честь Благословенного Таинства. Автор проекта — итальянец Адамо Боари. На фасаде неоготического сооружения из темного камня эффектно выделяется ажурная белая розетка, слегка напоминающая розетку на парковом фасаде Нотр-Дама. Храм строили еще дольше — целых 75 лет: на этот раз процессу помешала Мексиканская революция.

Есть в Гвадалахаре еще одна архитектурная отсылка к французской столице — музей Кабаньяс, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, который часто сравнивают с парижским Домом инвалидов. В здании, построенном в 1791 году архитектором Мануэлем Толсом и названном в честь епископа Гваладахары Хуана де Кабаньяса, размещалась общественная больница. Старейшая в Америке, она просуществовала вплоть до 1980 года, после чего в это здание переехал Институт культуры и еще в нем открылась художественная галерея. Однако первый художественный объект здесь появился намного раньше — в 1930-х годах: знаменитый мексиканский художник-монументалист Хосе Клементе Ороско расписал фресками больничную часовню по заказу правительства штата. Центральная композиция «Человек огня» признана главным шедевром. В наши дни в галерее проходят временные выставки произведений искусства самых разных эпох, а в 2014 году площадь перед главным входом украсили аллегорическими скульптурами французского авангардиста Даниэля Бюррена — одного из самых дорогих ныне живущих художников Франции. Если снова поискать параллели с Европой, то ассоциации скорее всего приведут вас в Галерею пороков Михаила Шемякина на Болотной площади в Москве.


43915525_577979365954055_919374240640568021_n.jpg

Тлакепаке

В отличие от многих других колониальных городов Гвадалахара в своей привлекательности не ограничивается историческим центром — не менее интересны ее ближайшие пригороды, которые фактически являются районами. Тлакепаке находится всего в нескольких километрах от центра Гвадалахары, и определенно в нем стоит провести целый день. Это магический город, и такое определение — не просто фигура речи, а официальный статус, который в Мексике присваивают маленьким городам, примечательным своей историей, ремеслами и традициями. 

Название в переводе с индейского языка науатль переводится как «место над глиняной землей» — Тлакепаке издавна славится своей керамикой и стеклом ручной работы. Практически весь исторический центр представляет собой вернисаж местных ремесел и искусства, гулять по которому доставляет удовольствие, даже если вы не любитель делать покупки: целые кварталы разноцветных колониальных домов отданы под всевозможные лавки, шоурумы и художественные галереи; витрины оформлены с большим вкусом и фантазией. 

Tienda_de_Artesanias_en_Tlaquepaque.jpg

Здесь можно накупить ярких летних нарядов из натуральных тканей с вышивкой ручной работы, украшений из бисера — от бижутерии до предметов декора, которые плетут местные индейцы уичолес, набраться ярких и небанальных идей для интерьера и даже обставить загородный дом или квартиру мебелью работы местных мастеров — в шоурумах представлены целые интерьеры, и держим пари, что в Европе вы такого нигде не увидите. В ресторанном дворике под названием Parian на большой круглой сцене выступают целые оркестры мариачи, и голосам некоторых местных исполнителей позавидовали бы лучшие оперные театры.


Basílica_de_Nuestra_Señora_de_Zapopan.jpeg

Сапопан

Ближайший к центру Гвадалахары пригород Сапопан прославился на всю страну изображением Девы Сапопанской, которое в XVI веке изготовили местные мастера из стебельков кукурузы (Сапопан долгое время являлся крупнейшим в стране производителем этого злака). Легенда гласит, что скульптура сразу после появления начала творить чудеса, положив конец эпидемии чумы и войне между конкистадорами и чичимеками — местным племенем индейцев. Позже чудотворность Девы была официально признана Ватиканом — город даже посещал папа Иоанн Павел II. В 1689 году в городе возвели одноименную базилику, в которой изображение можно видеть по сей день.

В Сапопане расположен и самый престижный район Гвадалахары Андарес. Гламурный девелоперский квартал, построенный в конце 2010-х годов и напоминающий Бэл-Харбор во Флориде, объединяет два торговых центра с бутиками престижных марок, рестораны fi ne dining и модные бары, рынок-гурме, клубные апартаменты, офисы и пятизвездочные отели, а его улицы украшают оригинальные скульптурные композиции современных художников, самая запоминающаяся из которых — «Вожделение» кубинского скульптора Рафаэля Сан-Хуана. Гигантские стальные крылья возвышаются из воды на фоне зеркальных фасадов, в которых отражается небо. По словам автора, ставшая своеобразным символом Ан- Сапопан дареса скульптура олицетворяет «желание жить, мечтать, летать».


chapala-lake-143842_1280.jpg

Чапала

Этот обаятельный колониальный городок на берегу одноименного озера, названный именем последнего вождя индейцев нахуа Чапалака, расположен в 40 км к юго-востоку от Гвадалахары. Чапала — самое крупное пресноводное озеро в Мексике. Расположенное на границе штатов Халиско и Мичоакана, своим антуражем оно удивительным образом напоминает Женевское — Мексику выдают разве что мангровые заросли вдоль берегов. На озере обитает множество видов птиц и зверей, в том числе, например, американский белый пеликан и мексиканская замыкающаяся черепаха, а также эндемические виды рыб.

Город снискал славу у путешественников еще в начале XX века — во время Первой мировой войны норвежские биржевые спекулянты даже попытались сделать из него курорт на европейский манер. В 1920 году построили железнодорожную ветку и вокзал, в планах было даже казино. Однако частые наводнения и популяризация автотранспорта уже через пять лет сделали проект нерентабельным, и сегодня старинное здание вокзала занимает культурный центр. В Чапале можно приятно провести время, прогулявшись по берегам озера или отправившись на водную прогулку, послушав колокольный звон местного собора и зажигательные выступления музыкантов мариачи или же посетив один из спа-отелей на окрестных холмах, откуда открываются умиротворяющие, почти средиземноморские, виды с кипарисами, пальмами и бугенвиллиями.

Любопытно, что именно здесь в 1947 году Теннесси Уильямс написал пьесу «Трамвай желание». В одном из своих эссе знаменитый американский драматург назвал Чапалу «уединенным местом с хорошими возможностями для плавания», идеально подходящим для литературного труда. Местную атмосферу оценили и многие менее знаменитые соотечественники Уильямса: менее чем в 5 км от Чапалы есть гламурная деревня Ахилик, в которой живет большая диаспора американских и канадских пенсионеров. В городке регулярно проводят различные праздники и фестивали, в числе которых, например, чемпионат Мексики по приготовлению блюд из перцев чили или забег на скорость на вершину горы Серро-Ла-Чупинайя. 


83173560.jpg

Тапальпа

Вымощенные булыжником улицы, беленые дома с черепичными крышами, туманный, прохладный горный воздух даже летом — звучит довольно неожиданно для Мексики, не правда ли? Это Тапальпа, которая находится в 115 км от Гвадалахары, — еще один «магический городок», кстати, включенный в список одним из первых, под номером семь, а сегодня таковых более 130. На первый взгляд кажется, будто это и не город вовсе, а декорации в какому-то историческому фильму. Выпуклая брусчатка снижает скорость автомобилей до такой степени, что перестаешь их замечать, так что в этой гармоничной монохромной красоте можно смело теряться — главное, оставить дома обувь на каблуках.

Самая известная местная достопримечательность — центральная площадь, которую украшают две церкви: Святого Антония, с беленым барочным фасадом и колокольней из серого камня, построенная францисканцами в 1655 году, и церковь Девы Гваделупской из красного кирпича, сооруженная в 1950 году, чтобы разгрузить и сохранить старую. Практически все первые этажи домов в центре отданы под ремесленные лавочки — в первую очередь отсюда стоит везти всякие экзотические сладости из натуральных фруктов, орехов и тамаринда (что-то наподобие кисло-сладко-острой пастилы), а также пончо из шерстяного полотна и шляпы с яркими орнаментами.

В 10 минутах езды от города находится одно из самых загадочных и одновременно нетипичных мест в Мексике — заповедник Байе-де-лос-Энигмас. В этой Долине загадок (так переводится название с испанского) на зеленых лужайках, которые вдалеке окаймляют голубые горы, разбросаны гигантские серые камни. Никто достоверно не знает, как эти камни здесь оказались — может показаться, что их сюда забросили прямиком откуда-нибудь из Шотландии или Страны Басков. Одни ученые предполагают, что камни принесла древняя река, спускавшаяся с горных ледников, другие считают их частями упавших метеоритов. Так или иначе, это очень медитативное место, идеально подходящее для романтических фотосессий.


Tequila-BI_MG_1666 (1).jpg

Текила

Прекрасное завершение тура по Халиско — городок Текила, где, как нетрудно догадаться, зародилось производство самого известного мексиканского горячительного напитка. Голубая агава — растение, из сока которого делают текилу, — растет здесь повсюду, и кажется, что хмельное веселье разлито буквально в воздухе. На разноцветных фасадах невысоких колониальных домов тут и там можно встретить граффити, изображающие усачей в сомбреро за уборкой урожая, по улицам снуют смешные автобусы в форме перцев чили — они возят туристов на фабрики по изготовлению текилы, где можно понаблюдать за процессом производства и, конечно же, продегустировать продукцию. Для особо увлекающихся есть даже Национальный музей текилы, рассказывающий об истории возникновения напитка и хранящий великолепную коллекцию дизайнерских и лимитированных бутылок текилы, в которой попадаются редкие и очень красивые экземпляры.

Закусывать текилу в Халиско тоже есть чем: штат славится своей кухней. Попробуйте, например, сueitos de cerdo — кусочки жареной или тушеной свиной кожи, которые подаются под различными заправками. Говорят, что рецептов их приготовления существует больше сотни. Еще одно популярное местное блюдо — tortas augadas, в переводе — «утонувший хлеб». Фактически это тосты с тушеной говядиной, которые подают в сочной подливе. Тем же, кто не рассчитал количество текилы или силы собственного организма, стоит отведать густой суп birria — мясо козленка в соусе из перца чили с лавровым листом и тимьяном, приготовленное на медленном огне. И отрицательные эмоции мгновенно сменит восторг!