Post

Каталонская сокровищница

Провинция Жирона, расположенная между Барселоной и французско-испанской границей, — это два всемирно известных туристических направления: Коста-Брава и Пиренеи Жироны. Ехать сюда можно в любое время года, а разнообразию вариантов отдыха нет предела: средневековые города, каталонский модерн и Сальвадор Дали, 245 пляжей с золотистым песком, 37 из которых удостоены Голубого флага ЕС, 26 музеев и более полутысячи культурных достопримечательностей, 16 ресторанов с 20 звездами Michelin и эксклюзивные отели, а также природные парки, занимающие почти треть региона. Эта земля подобна шкатулке с драгоценностями, которые не ослепляют своим блеском сразу, но их так приятно доставать одну за другой и неспешно оценивать уникальность каждой.


Фигерас. Место силы сюрреализма

186988327.jpg


Фигерас появился на карте мира в Средневековье (считается, что его название имеет вестготское происхождение и в переводе означает «инжир»), однако мировая слава вместе с титулом самого сюрреалистического места в мире пришла к нему в ХХ веке благодаря Сальвадору Дали. Театр-музей Сальвадора Дали — самая узнаваемая и посещаемая достопримечательность города. Его основал сам художник в 1974 году, а находится он в здании бывшего муниципального театра, построенного в XIX веке и сильно пострадавшего во время гражданской войны от пожара. Долгое время дом пребывал в полуразрушенном состоянии, пока Дали, уже став богатым и знаменитым, не решил основать здесь собственный музей. Поначалу практичный художник планировал выставлять в нем лишь фотокопии своих работ, однако городские власти согласились отдать здание лишь при условии, что в его стенах будут висеть оригиналы. На споры ушло целое десятилетие, но здравый смысл победил. Дали перестроил здание по собственному проекту, добавив оригинальные декоративныеэлементы в стиле сюрреализма. Фасад, например, украшают многочисленные яйца, которые Дали считал символами плодородия, и фигуры хлеба — художник с детства боготворил этот продукт: доносившийся с кухни родительского дома аромат пекущегося хлеба всегда его завораживал.

«Представляется очевидным то, что есть другие миры, в этом нет сомнений; но, как я уже неоднократно говорил, эти другие миры заключены в нашем, они существуют на земле, и именно в центре купола музея Дали находится совершенно новый, неожиданный и чарующий мир сюрреализма», — писал Дали о своем детище. И действительно, Театр-музей Дали — настоящее путешествие в подсознание; не зря одним из кумиров художника был Фрейд, с которым он встречался лично. Фрейд впоследствии писал: «До сих пор я был склонен считать сюрреалистов, которые вроде бы избрали меня своим патроном, стопроцентными глупцами… Однако молодой испанец с его явно искренними и фанатичными глазами, с его превосходным техническим мастерством вызвал иную оценку».

teatr-muzej-salvadora-dali-v-figerase-barselona-3.jpg

Экспозиция дает широкое представление о творческом пути Дали — от его ранних почти реалистичных работ до сюрреализма, мистицизма и более поздних произведений, в которых отразился его интерес к науке. Помимо Дали, в музее можно видеть работы других авторов из коллекции художника и Фонда Дали: более полутора тысяч картин, рисунков, скульптур, инсталляций, голограмм и фотографий, а также предметов, принадлежавших художнику или его жене и музе Гале, среди которых, например, сюрреалистическое платье, сшитое знаменитым испанским кутюрье Пако Рабаном. В отдельном здании размещена коллекция более чем из 40 ювелирных изделий, созданных Дали между 1941 и 1970 годами, включая,например, его знаменитые «Мягкие часы». Дали не только собственноручно рисовал эскизы этих украшений, но и выбирал драгоценные металлы и камни, причем руководствовался не только их цветовой палитрой, но и символическим значением. «Я рад, что люди улыбаются, глядя на мои сережки-телефоны. Улыбка — это приятно. Но эти серьги, как и все мои ювелирные работы, серьезны… Они отражают скорость современных коммуникаций, надежду и опасность в мгновенном изменении мысли».

Кроме того, в музее регулярно проходят временные выставки. До 31 декабря 2019 года это «Рафаэль/Дали. Продленная мечта» — выставка картины Рафаэля «Мадонна с розой» из мадридского музея Прадо, названная цитатой из трактата Дали о живописи «50 секретов магического мастерства», и «Сальвадор Дали. Роберт Уиттакер, 1967–1972» — фотопортреты Дали, сделанные известным британским фотографом в Порт-Льигате и Париже.

Примечательно, что в музее находится и последнее пристанище Дали: его могильная плита расположена прямо в холле. Таково было завещание художника: ему хотелось, чтобы люди ходили по его могиле.


Жирона. Цветочное Средневековье

girona.jpg


Этот небольшой, но очаровательный город, будучи за свою историю осажденным 25 раз, удивительным образом сохранил исторический облик: до наших дней дошли фрагменты крепостных стен, построенных еще при иберах. Во времена Римской империи здесь был город Герунда, который впоследствии захватили сначала вестготы, потом мавры, а затем франки, и именно король франков Карл Великий сделал Жирону одним из 14 первоначальных графств Каталонии. Благодаря удачному географическому положению уже в XIV–XVI веках Жирона слыла одним из самых преуспевающих городов Западного Средиземноморья, а в последующие 200 лет несколько раз переходила от Испании к Франции и обратно. В XIX веке западную часть крепостной стены было решено снести, и город получил новый виток развития. Благодаря отлично сохранившемуся средневековому центру туристический бум начался в Жироне еще в 80-е годы прошлого века, и через какое-то время крепостную стену было решено восстановить. Сегодня по ней проходит популярный туристический маршрут.

Главная достопримечательность города — древний кафедральный собор, который при маврах был перестроен в мечеть, а после их изгнания, в XIV веке, восстановлен в лучших традициях каталонской готики по проекту архитектора из Майорки Жауме Фабре. Внутри можно видеть замечательную работу по серебру валенсийского мастера Пере Бернека. Еще одна примечательная готическая церковь – базилика Св. Филиппа, возведенная в XIV веке и четыре столетия спустя дополненная барочным фасадом.

Не менее интересно в Жироне еврейское наследие. До Альгамбрского эдикта 1492 года, согласно которому не желавшие принять христианство были изгнаны из Королевства Кастилии и Арагона, здесь проживала одна из самых крупных в Европе еврейских общин. На фасаде одного из зданий на улице Carrer de Sant Llorenc можно видеть прямоугольное углубление для мезузы — традиционного пергаментного свитка с текстом молитвы «Шма». О еврейской истории города рассказывает Каталонский еврейский музей.

cd3b437b7e.jpg

Непременно стоит пройтись вдоль реки Оньяр, которая делит город на две части и украшена множеством интересных исторических мостов, в том числе мостом Эйфеля, построенным еще до принесшей архитектору всемирную славу парижской башни. Есть на набережных интересные здания в стиле ар-нуво и каталонского новосентизма, в том числе дом знаменитого архитектора Рафаэля Масо. В прошлом веке исторические дома вдоль реки были отреставрированы, и с тех пор владельцам запрещено менять их традиционную цветовую палитру с различными оттенками охры.

Но красивее всего Жирона становится в мае, когда здесь проходит ежегодный фестиваль цветов Temps de Flors. В будущем году фестиваль отпразднует свое 65-летие, а началось все с небольшого мероприятия в мэрии, где два молодых предпринимателя решили провести провинциальную цветочную выставку. Событие снискало успех, и с тех пор каждый год на девять майских дней Жирона превращается в цветочный арт-объект: центральные улицы, фасады и интерьеры общественных зданий украшают инсталляции из живых растений, фантазия и изобретательность создателей которых не знают границ. Порой даже кажется, что творческие идеи авторы композиций позаимствовали у классиков сюрреализма. Фестиваль 2019 года проходил на 137 площадках и собрал 250 000 туристов, а параллельная программа включала тематические лекции, кинопоказы, концерты и даже дегустации блюд.


Коста-Брава. Колониальная удаль, пляжи и медовый месяц

es09.jpg

Жители прибрежного города Льорет-де-Мар издавна занимались рыболовством и торговлей, но их звездный час пробил в 1778 году, когда король Карлос III специальным указом отменил свободную торговлю между Испанией и ее колониями в Америке, а также строительство кораблей за пределами Кадиса. Трансокеанские экспедиции теперь могли стартовать напрямую из Льорета, и между 1800 и 1840 годами в городе начался бум кораблестроения, прокатилась волна жаждущих отправиться в далекие края — на Кубу, в Пуэрто-Рико или Бразилию — за длинным реалом. Те, чей бизнес в заморских краях складывался удачно, через несколько лет возвращались не только с завидными состояниями, но и с новыми представлениями о моде и дизайне, на которые повлияли яркие краски карибских тропиков. В результате в городе появился целый квартал, построенный «индейцами» (так шутливо называли вернувшихся из Америки бизнесменов), — великолепный образец континентального колониального модерна.

Главная жемчужина «маршрута индейцев» — дом-музей Can Font, бывшая резиденция каталонского предпринимателя Николау Фонта, разбогатевшего в Гаване и впоследствии ставшего меценатом. В 1980 году это красивое здание в стиле карибской асьенды за $1 млн приобрела мэрия Льорета, а в 2014-м оно было тщательно отреставрировано. Оригинальные предметы интерьера и мебель почти не сохранились, но на призыв муниципальных властей помочь музею с экспонатами откликнулись многие горожане — потомки «индейцев», которые продали или пожертвовали музею семейные реликвии тех лет.

Кстати, один из «индейцев» Льорет-де-Мара, Константи Рибалага-и-Верт, уехавший на Кубу, в позапрошлом веке изобрел знаменитый коктейль «Дайкири», который готовят из белого рома и лимонного сока с добавлением тростникового сахара и льда. По запросу в Can Font проводят мастер-классы по приготовлению этого напитка, благо интерьеры вдохновляют: в доме сохранилась комната, сделанная по образу классического карибского ромового бара.

1482525493.jpg

Тем, кто интересуется историей мореплавания (причем как взрослым, так и детям), будет интересно посетить Морской музей в бывшем доме другого эмигранта-«индейца» — Энрика Гаррига и Матаро, сделавшего состояние на строительном бизнесе в кубинском Сьенфуэгосе. Музей в интерактивной форме рассказывает о славном морском прошлом Льорета.

Еще один музей, посвященный морской тематике — на этот раз рыбной ловле, — находится в городе Паламос и дает ретроспективу развития этого ремесла с XVI–XVII веков до наших дней. Музей расположен возле порта, откуда ежедневно отправляются за уловом местные рыбаки. Наблюдать за их возвращением — весьма захватывающее занятие: на ваших глазах из рыбацких катеров выезжают в ящиках ярко-красные креветки, мидии, рыба всех возможных цветов и размеров… Свежие дары моря быстро перекочевывают в специальное помещение, в котором они проходят санитарный контроль, а затем отправляются на рыбный аукцион. Процедура выглядит как торги на фондовой бирже, только вместо акций выставляются свежедобытые морепродукты, и ставки идут на понижение.

А вот самые роскошные апартаменты и отели, любимые знаменитостями всех мастей, находятся на элитном курорте Сагаро, расположенном в получасе езды от Льорета, и в Пладжа-де-Аро, где в отеле Sallés Hotel & Spa Cala del Pi есть весьма эксцентричный сьют Margarita Bonita (так в Испании называют гадание на ромашках «любит — не любит») для молодоженов, пар, решивших освежить страсть или же отпраздновать годовщину. В номере с неоновым освещением, как в ночном клубе, есть тантрическая кровать, которая двигается в различных плоскостях. Постояльцам выдается соответствующее руководство, номер украшают цветами, свечами и прочими атрибутами романтического отдыха.


Ла-Гарроча. Вулканы и леса

Без названия (4).jpg


К северо-западу от побережья Коста-Брава находится уникальный природный парк вулканов Ла-Гарроча. Основанный в 1982 году и единственный в своем роде на Иберийском полуострове, он занимает территорию более 12 000 га и состоит из четырех десятков потухших вулканов, возраст которых — от 350 000 до 11 000 лет. В последний раз здесь извергался вулкан Кроскат 11 500 лет назад, однако отголоски вулканической деятельности случались и намного позже — последнее землетрясение с человеческими жертвами случилось в 1428 году и докатилось даже до Барселоны, а в 1901 и 1902-м стихия снова дала о себе знать, но вызвала лишь незначительные разрушения.

Сегодня некогда грозные великаны заросли травой и деревьями (далеко не везде можно разглядеть их бывшие кратеры), но оставили после себя особый климат, уникальную флору, холмистый рельеф с естественными панорамными площадками и выходящие на поверхность вулканические породы: пепел, гравий, базальт. В парке разработана сеть разнообразных прогулочных маршрутов, которые можно пройти пешком, проехать на велосипеде, сегвее или ослике. Особенно хорошо здесь в конце весны, когда холмы покрывает ковер из алых маков.

garrotxa09.jpg

Территория национального парка на 90% частная, но находится под охраной государства; более того, Ла-Гарроча — это не только холмы и потухшие вулканы, но и несколько симпатичных малых городов, в которых нашли отражение самые разные эпохи и стили: Средневековье и еврейское наследие, Ренессанс, ар-нуво и современная эстетика. Сан-Жоан-Лес-Фонтс с Бенедиктинским монастырем, Бесалу с древнейшей в Европе синагогой и миквой, а также монастырем Св. Петра 977 года, одно из окон которого украшают фигуры двух львов, стоящих на обезьяне и голом человеке (противопоставление силы церкви символам зла и язычества), Олот, символом которого стал вулкан Монтсакопа, и Санта-Пау с уникальным замком XIII века и площадью, полностью сохранившей свой облик с начала XIV века, когда на ней устраивали ярмарки быков и прочего скота. Из Санта-Пау над парком Ла-Гарроча можно совершить полет на воздушном шаре, а в Олоте непременно стоит заглянуть в ресторан вулканической кухни Font Moixina. Здесь готовят из овощей, выращенных в вулканической зоне, а также можно попробовать вина с местных терруаров.

Без названия (1).jpg

Еще одна часть парка, заслуживающая внимания, — буковый лес, расположенный на 500-метровой высоте на склоне вулкана Кроскат, на территории муниципалитетов Санта-Пау, Олот и Презес. Лучшего места для медитативных прогулок не найти: кажется, что вы снова оказались в детстве, «когда деревья были большими», потому что здесь хочется бесконечно смотреть ввысь, на изумрудное кружево, и, надо сказать, это во всех смыслах головокружительное занятие: высота деревьев достигает 35 м! В свое время лес служил источником вдохновения для творческой элиты Каталонии, а прославил его в одном из своих стихотворений Жоан Марагаль.

Помимо прочего, прогулка обещает быть очень комфортной: вулканический грунт под ногами пружинит, словно качественное грунтовое покрытие на теннисном корте, а если не хочется идти пешком, можно нанять конную повозку (въезд на автомобильном транспорте здесь жестко регулируется).