Post

Театр может "выстрелить" где угодно

В этом году (1–18 октября 2021 года. — Прим. ред.) прошел 16-й фестиваль-школа современного искусства «Территория». Все эти годы мы шли к тому, чтобы занять свое место в обширной московской программе международных фестивалей, и теперь уже точно можем сказать, что «Территория» стала обязательным к посещению мероприятием для всех, кто следит за современным искусством. И я очень рад, что формула фестиваля — жанровое разнообразие, поиск пересечений и отражений разных искусств плюс образовательная программа для молодых, приезжающих из разных регионов России, — за эти годы не изменилась.

Фестивальная жизнь Москвы сравнима с таковой в любом большом культурном центре. В последние 30 лет, до пандемии, фестивальный календарь Москвы был весьма напряженный и вполне соответствовал масштабам и потребностям мегаполиса. Москва многое «наверстывала», чтобы по насыщенности культурного предложения догнать крупнейшие города мира. И преуспела в этом.

В нынешних обстоятельствах с закрытыми границами и антиковидными мерами самым важным для нас в этом году было восстановить международную программу (в 2020-м ее не было) и провести ее образовательную часть очно, а не через надоевший всем Zoom. То, что нам удалось и то и другое, я считаю настоящей удачей.

Меня часто просят порекомендовать человеку, увлеченному театром, но не слишком близко знакомому с его современной составляющей, постановки из афиши фестиваля «Территория». Это сложный вопрос. Все равно что прийти к врачу и спросить: «Какие бы таблетки мне попить?» Сначала вам назначат исследование, сделают анализы и так далее. Есть, конечно, витамины общего действия — их можно назначать каждому. В нашей афише 2021 года этим «витамином» был спектакль «Привет дождавшимся» Ингеборги Дапкунайте — рассказ о семье, о доме, о детстве и молодости. Такой спектакль найдет путь к сердцу любого человека, даже того, кто вообще ничего не знает о современном театре.

Есть немало адресов в России, где сейчас проходят интересные эксперименты в сфере современного искусства. В Москве это Электротеатр «Станиславский», Гоголь-центр, Театр наций, Театр «Практика», Театр на Малой Бронной — и это неполный список. Но следить лучше не за адресами, а за конкретными художниками, за небольшими независимыми группами. Например, очень интересно мыслит и работает молодой режиссер Кирилл Люкевич из Санкт-Петербурга. Полина Кардымон из Новосибирска делает смелые актуальные перформансы. Это всего пара примеров — реальность, конечно, намного богаче.

Программа фестиваля «Территория» следующего года будет формироваться на основании возможного, но я всегда стараюсь включить в нее только те труппы и арт-группы, с которыми хочется вступить в диалог.

Для меня Париж и Берлин по-прежнему остаются притягательными культурными центрами, где всегда найдешь что-то важное и интересное. Надеюсь, что скоро поеду туда посмотреть новые театральные постановки. В моем списке мероприятий, которые я очень хочу посетить снова, как только это станет возможным, и Авиньонский фестиваль, и Эдинбургский, и Венский, и много других. Театр может «выстрелить» в самом неожиданном месте.


Российские премьеры в рамках XVI Международного фестиваля - школы современного искусства «Территория»

  • «Изменчивая сила любви» - Ян Фабр и театральная компания «Трубляйн» (Бельгия).
  • «Триптих» - Габриэла Карризо и Франк Шартье, театральная компания Peeping Tom (Бельгия).
  • «Жизнь есть сон» - Наталья Менендес (Teatro Español, Мадрид) и труппа Электротеатра «Станиславский».
  • Sveiki sulaukę («Привет дождавшимся») - Савва Савельев и Ингеборга Дапкунайте.
  • «Торжество» - Андрей Стадников в соавторстве с Ваней Боуден, Шифрой Каждан, Антоном Астаховым.
  • SHOOT / GET TREASURE / REPEAT - Алексей Мартынов, театр «Практика» и мастерская Брусникина.