Post

Российские офшоры: законодательная инициатива

В середине 2018 года в Российской Федерации был принят пакет законов, посвященных созданию специальных административных районов (САР). Оба таких района были учреждены на островах, причем в противоположных концах страны: на острове Октябрьский в Калининградской области и острове Русский в Приморском крае. В СМИ острова быстро стали именоваться «российскими офшорами».

Тем не менее правовой режим САР оказался весьма далек от того, что обычно понимается под офшором, а именно льготной юрисдикции. По существу, была решена локальная задача предоставления «убежища» предпринимателям, попавшим под зарубежные санкции, однако экономических стимулов для работы в САР для иных предпринимателей создано не было. В частности, резидентам САР не сделали существенных исключений в налоговой базе, не зафиксировали пониженную ставку налога на дивиденды, выплачиваемого иностранным лицам (кроме публичных компаний), не предусмотрели упрощенного режима отчетности или иных значимых преимуществ. (хотя в июле 2020 года появился инсайд о том, что к сентябрю власти планируют подготовить законопроект о закреплении для всех резидентов САР ставки 5% на выплачиваемые за рубеж дивиденды).

С юридической точки зрения законодательство о специальных административных районах построено по образцу учрежденных ранее особых экономических зон (ОЭЗ). При этом, если ОЭЗ были отчетливо ориентированы на российского бизнеса, то САР были созданы как в целях защиты зарубежных активов российских компаний от санкционного давления путем их репатриации из иностранных юрисдикций, так и в целях привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику. Более того, инвестиции в размере не менее 50 млн рублей являются обязательными для международной компании (пп. 3 п. 3 ст. 2 Закона «О международных компаниях и международных фондах»). Впрочем, формы инвестиций могут быть самыми различными, включая СПИК, концессионные соглашения, соглашение о ГЧП и другие.

В результате возможностью смены юрисдикции на российскую (закон называет это редомициляцией) воспользовалось всего лишь несколько десятков юридических лиц. По широко распространившейся информации, это якобы компании, входящие в структуры некоторых крупных российских компаний, попавших под санкции. Впрочем, официально эти сведения опровергаются.

Еще одна попытка «влить жизнь» в о. Октябрьский и о. Русский активно воплощается прямо сейчас и имеет целью создать условия для регистрации компаний, владеющих самолетами и морскими судами. Спрос на услуги «российских офшоров» создают межправительственные комиссии Совета Европы и российские власти, активно угрожающие включить некоторые офшоры в черные списки.

Так, в декабре 2019 года главой МИД РФ Сергеем Лавровым был поднят вопрос о расторжении договора о регистрации самолетов на Бермудах. Потенциально это привело бы к необходимости перерегистрации около 700 самолетов, используемых в России. Однако это решение пока не принято. Возможно, как раз по причине отсутствия уверенности в том, что самолеты будут зарегистрированы именно в России. В этих условиях мы наблюдаем беспрецедентную в России попытку создать конкурентные правовые условия для международных компаний на «конкретно взятых островах».

Прежде всего были учреждены специальные реестры для воздушных и морских судов для участников САР: Российский открытый реестр судов (РОРС) и Государственный реестр гражданских воздушных судов (ГРГВС). В новом судовом реестре могут быть зарегистрированы морские, речные суда, а также спортивные, парусные, прогулочные и маломерные суда. Оба реестра предусматривают определенные бонусы в части как упрощенного порядка администрирования, так и налоговых бонусов.

Для таких таких участников САР создаются условия, типичные для классических офшоров. В частности, ограничивается доступ к информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, от всех любопытных частных лиц (ст. 6 Закона N 290-ФЗ). Кроме того, постоянно пополняется список налоговых преимуществ. С начала 2020 года действуют следующие новшества:

— от НДС освобожден ввоз судов, подлежащих регистрации в Российском открытом реестре судов (пп. 12 ст. 150 НК РФ), при этом аналогичная льгота уже действует для воздушных судов, имеющих свидетельство о включении в ГРГВС (пп. 20 ст. 150 НК РФ) или иностранные государственные реестры воздушных судов (пп. 21 ст. 150 НК РФ), причем последнее освобождение будет отменено с 01.01.2020 года;

— при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы судовладельцев от реализации или определенных видов эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов (пп. 33, 33. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ);

— как воздушные, так и морские суда, зарегистрированные соответственно в Государственном реестре гражданских воздушных судов и Российском открытом реестре судов участниками САР, освобождены от транспортного налога и налога на имущество (пп. 11–12 п. 2 ст. 358, пп. 9–10 п. 4 ст. 374 НК РФ);

— участники САР, суда которых зарегистрированы в Российском открытом реестре судов, применяют пониженные тарифы страховых взносов при выплатах и вознаграждениях членам экипажей (пп. 16 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Фактически после регистрации транспортного средства в новом реестре владелец должен будет уплачивать ежегодный единый налог, а не ряд различных налогов и отчислений.

Для привлечения участников САР даже пришлось изменить извечное правило о том, что весь командный состав судна должен состоять из граждан РФ. В новом судовом реестре это правило распространяется только на капитана и старпома, что должно существенно облегчить наем судовых команд.

Особые усилия были предприняты, чтобы разрешить множество проблем, возникающих при соотнесении принятых в международном праве корпоративных форм владения и управления с привычными в России ООО и АО. Так, законом предусматривается трансформация корпоративных прав на основе иностранных акций в российские корпоративные права и акции. Множество потенциальных противоречий между российскими и иностранными правилами предполагает значительные вызовы для российской судебной практики в будущем.

Это весьма актуально, поскольку в отношении иностранных компаний — резидентов САР применяется именно российское национальное право, но действует ряд недоступных для российских компаний функций: ведение отчетности по международным стандартам и освобождение от валютного контроля (участники САР не являются резидентами РФ).

Все изложенное означает своеобразный двойственный правовой статус компании, когда по некоторым вопросам она подчиняется российскому праву, а по другим – иностранному. Причем этот статус не является постоянным, примером чего служит возможность перерегистрации компании – участника САР в иностранном государстве с согласия Правительства РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 290-ФЗ) или переход полностью в российскую юрисдикцию.

Подобная гибкость российского законодателя вызывает у участников рынка нескрываемый интерес. Для многих регистрация в САР ради самой регистрации представляется излишеством. Именно об этом сейчас говорят крупнейшие компании. Однако постоянная угроза со стороны России по разрыву отношений с традиционными островными офшорами заставляет искать варианты, среди которых рассматриваются и российские острова.