Как полюбить эстетское кино
Как вы выбираете, какое кино посмотреть? По настроению? Тематике? Степени интеллекта режиссера?
Сейчас в прокат выходит много фестивальных фильмов. Большого ажиотажа не наблюдается. Даже в люксовом кинотеатре «Москва» программа Каннского фестиваля не получила должного внимания: на большинстве картин я была в зале одна.
Все меньше и меньше находится людей, способных оценить авторское кино.
Медлительное повествование или видение реальности режиссера-эстета зачастую раздражает. Но ведь и с художественной литературой точно так же: в эпоху инновационных технологий, когда мы так редко берем в руки книгу, может оказаться, что вступить в мысленный диалог с режиссером в предлагаемых им обстоятельствах и вымышленной реальности гораздо интереснее, чем просмотреть очередной комикс «Марвел».
Принято считать, что фестивальное кино не бывает смешным, развлекательным, и оно никаким образом не может влиться в наш выходной день: это создаст лишнюю нагрузку и без того ослабленному за рабочую неделю организму...
Мы-то знаем, как истинный художник любит ковырнуть зрителя своими «новыми» художественными формами и острыми социальными вопросами, абсурдом сюжета и бренности бытия.
Мы привыкли, что программа фестивального кино — это столкновение с непониманием и отрицанием, а также очень-очень много проблем.
Предлагаю несколько картин уже культовых режиссеров, получивших призы на главных фестивалях (в Каннах и на Берлинале), с вполне оптимистичным посылом, которые подарят не только положительные эмоции, но и эстетическое удовольствие.
София Коппола «Роковое искушение»
Любимица европейского жюри сняла очень красивое кино в эстетике «южная готика» с исторической отсылкой к гражданской войне Юга и Севера 1864 года.
Здесь есть на кого посмотреть: Николь Кидман, Кирстен Данст, Эль Феннинг. Герой Колина Фаррелла попадает в весьма пикантное положение: сбежаший с поля боя капрал из армии Севера внезапно становится самым желанным объектом для пяти прекрасных молодых женщин, живущих в одном пансионе. Парню надо сделать правильный выбор, а если нет, то Коппола предлагает свою жесткую и феминистическую развязку сюжета с неожиданным концом.
Несмотря на то, что все события происходят в одном доме, следить за героями костюмированного триллера увлекательно, а ситуативные сцены с явным феминистическим подтекстом очень даже смешны. Фирменный почерк воздушной и ненадуманной картины получил «Золотую пальмовую ветвь» за режиссуру в Каннах.
Рубен Эстлунд «Квадрат»
Сразу надо сказать, что это главный приз Каннского фестиваля.
Шведское кино о том, как вывести на чистую воду современное искусство тем же художественным приемом. О пропасти между неоновыми слоганами модных художников и реальным миром. О том, что мир искусства не решает никаких человеческих проблем, а только увеличивает пропасть между арт-реальностью и реальностью за стенами музея.
Режиссер Рубен Эстлунд предлагает свою самобытную острую сатиру на сегодняшнее общество, где никому ни до кого нет дела, и после разглядывания экспонатов на самые острые темы все хотят поскорее сбежать в ресторан и обо всем забыть. У Эстлунда любители контемпорари — обычные социопаты с набором дикарских привычек, как и в перформансе с человеком-гориллой, неким Олегом Рогожиным — пародией на Олега Кулика: буржуазное общество не готово вытряхивать из шкафа свои скелеты.
Главный герой — куратор музея современного искусства и автомобиля Теслы — предлагает открыть для себя инсталляцию «Квадрат», входя в которую, надо быть абсолютно доверчивым и открытым. Однако, примеряя на себя «эффект квадрата», он не выдерживает первой же проверки — столкновения с другим социальным классом. Разрыв и непонимание между пропагандой и настоящим сегодняшним миром бесконечны. Общество разобщено, и никто не готов помогать друг другу.
В картине много сатиры и гэков с шведским юмором. Это отличная возможность посмеяться над собой, увидеть, какими мы стали черствыми и «айфонизированными». Вот, например, диалог между героем и журналисткой (звезда «Служанки» Элизабет Мосс), у которых была интимная связь, очень смешна и узнаваема:
— Ты был внутри меня. Почему это так трудно сказать? Как часто ты это делаешь? Как часто приводишь малознакомых женщин к себе домой и занимаешься с ними сексом?
— Это довольно личный вопрос, нет? — отвечает главный герой.
— Как и находиться внутри меня.
Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды»
Удивительно, как живой классик Аки Каурисмяки до сих пор так и не получил ни одного главного приза большого фестиваля. А ведь это самые добрые фильмы, призывающие обратить внимание на проблемы маленького человека. Его новый фильм светл и ироничен, хоть тема о сирийском беженце, заплывшем в финские воды, остросоциальна как никогда. Жюри Берлинале не смогло не наградить картину главным призом за режиссуру.
Каурисмяки всю свою сознательную жизнь снимает кино о помощи человека человеку, и это для него превыше всех государственных законов и политических условностей. На том, что режиссер всегда остается вне политики, построены главные гэки режиссера. Однажды из-за этих соображений Каурисмяки отказался от выдвижения его картины на Оскара. В любимых «Жизнь богемы» или «Огни городской окраины» режиссер всегда ставит в центр одинокого человека с большим сердцем, который попадает в сложные обстоятельства этого мира. Гуманизм — это и есть главный посыл самого дружелюбного в мире режиссера, по словам которого, «даже китайская бабушка поймет», о чем его фильмы.
Смотрите хорошее кино!