Post

Искусство онлайн: тренд на всеобщую виртуализацию

В условиях пандемии и повсеместного введения ограничений мир на наших глазах становился все более и более виртуальным: дистанционные услуги, онлайн-конференции и семинары, разнообразные технологические площадки. 

Тренд на всеобщую виртуализацию не обошел стороной и сферу искусства. Хотя сегодня в некоторых крупных городах музеи и арт-галереи снова открыты для посещения, их сотрудники успели проделать колоссальную работу, позволяющую знакомиться с экспозициями и выставками онлайн. Что же сегодня происходит в виртуальном арт-пространстве?

Главной особенностью сферы искусства сегодня является ускоренный глобальный переход в онлайн-формат. Самому консервативному сегменту рынка и самым, казалось бы, некоммерциализированным институциям, музеям и библиотекам, буквально приходится менять себя на ходу — разрабатывать и модернизировать веб-сайты, запускать приложения для мобильных телефонов, осваивать технологии демонстрации экспонатов, выстраивать по-новому работу сотрудников, вводить дистанционные сервисы. Похожие процессы происходят во всем арт-мире.


Музеи

6ed2120843a3cf81587040934.jpg

Крупные музеи отреагировали достаточно быстро и запустили сразу несколько интересных дистанционных форматов.

Во-первых, большое количество онлайн-экскурсий и прогулок с кураторами как по постоянным экспозициям, так и по временным выставкам с привлечением не только специалистов по искусству, но и медийных персон (эфиры Государственной Третьяковской галереи с участием Сергея Шнурова, Константина Хабенского).

Во-вторых, стали набирать популярность циклы лекций от ведущих экспертов, сотрудников музеев. До этого такой материал был доступен только при очном посещении (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж). Среди весьма насыщенного образовательного контента, выложенного в Сети, музеи выступают своеобразным камертоном, задающим стандарты качества образовательных программ. Не говоря уже о том, что теперь появилась возможность прослушать лекции по совсем узкопрофильным темам (Музей Востока, Всероссийский музей декоративного искусства).

Наконец, такие форматы взаимодействия со зрителем, как онлайн-дискуссии, программы к выставкам, встречи с экспертами, даже научные конференции (например, Музей современного искусства «Гараж», Еврейский музей и центр толерантности), то есть все то, что раньше также проходило только в живом формате и не всегда выкладывалось в Интернет, стало доступно широкой аудитории. Теперь уже сама доступность такой информации требует большей дисциплины от зрителя, получающего сложный контент в неограниченном количестве.

Не стоит забывать и про интернет-ресурсы иностранных музеев, на которых, помимо традиционных лекций и экскурсий, размещены самые разнообразные интерактивы со зрителем (Музей Виктории и Альберта, Британский музей).

У многих институтов, помимо сайтов, есть свои странички в социальных сетях (Instagram, Facebook). Однако наиболее удобным представляется формат YouTube-каналов, которые музеи также активно ведут. Особенно интересны они у Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музея современного искусства «Гараж», Еврейского музея и центра толерантности, Музеев Московского Кремля, Музея русского импрессионизма, Музея Востока, Всероссийского музея декоративного искусства, музея «Метрополитен», Museum of Modern Art (MoMA), Rijksmuseum, Victoria and Albert Museum, The British Museum.


Галереи

gisich_01.jpg

Галереям также пришлось переформатировать свой подход к ведению бизнеса, особенно тем из них, которые использовали онлайн-формат исключительно в новостных целях, а то и вовсе отказывались от его ведения. Лекционные каналы в данном случае пока остаются невостребованным ресурсом для отечественных галерей, поэтому здесь продолжаем следить за крупнейшими западными игроками арт-рынка: галереей Saatchi, галереей Gagosian и галереей Hauser & Wirth.

У отечественных галерей большей популярностью пользуется Instagram, который становится платформой для наблюдения за арт-событиями, причем здесь можно рассматривать как экспонаты, так и само выставочное пространство и даже следить за монтажом выставок. Загляните, например, на странички галерей «Роза Азора» (@roza.azora.gallery), pop/off/art (@popoffart), ARTSTORY (@artstory_gallery), «Триумф» (@triumphgallery), московские галереи «Ковчег» (@kovcheggallery), «Крокин» (@krokinGallery), JART (@jartgallery.art). Одной из самых активных на всех площадках галерей является петербургская галерея Marina Gisich Gallery (@marinagisichgallery).


Лектории и арт-платформы

f8226ce723.png

Расцвет онлайн-лекториев осложняется проблемой выбора, куда пойти и что слушать. Образовательных площадок много, здесь важно смотреть на специалистов: на зарекомендовавших себя площадках читают лекторы лучших университетов, а также научные сотрудники музеев. Стоит обратить внимание на открытые лекции для предварительного ознакомления с темой или экспертом. 

Некоторые площадки ниже: 

  • culture.ru — своеобразный образовательный арт-акселератор, портал, на котором размещена самая разная информация по истории, культуре и искусству; 
  • lavrus.art — просветительский проект Третьяковки, интересная подача материала, ярко, динамично; 
  • moscowmanege.ru и manege.spb.ru — лектории по разным темам искусства и культуры — ищите также на YouTube; 
  • arzamas.academy — на этой платформе тоже много самых разных курсов, но обратите внимание на подкаст «Радио Arzamas» «Зачем я это увидел?» — там только лучшие; 
  • magisteria.ru — курсы лекций по искусству, литературе, философии, истории, религии.


Арт-ярмарки

9c8bd6b87110f1628689602a620f00e4d59f751b20b79bbd91ddfe54ae2f75e6.png

Пожалуй, самый пострадавший сегмент арт-рынка – международные арт-ярмарки, которые все же нашли выход на свою аудиторию, используя форматы онлайн-трансляций. И пусть виртуальная прогулка по стендам галерей не сравнится с просмотром и покупкой произведений искусства вживую, определенные плюсы в таком формате все же есть. Безусловно, это возможность привлечь новую аудиторию, которая может заглянуть на ярмарку хотя бы из любопытства, не говоря о том, что для молодого поколения коллекционеров онлайн — привычный способ пополнения коллекции. И хотя многие арт-ярмарки в 2020 году так и не состоялись, вариант был опробован (Art Basel Hong Kong, TEFAF New York). К сожалению, начало 2021 года прошло без BRAFA в Брюсселе (салон состоялся в онлайн-формате BRAFA in the Galleries), даты TEFAF в Маастрихте перенесены на сентябрь.


Аукционы искусства

Bonham-1400x500.jpg

Ведущие аукционные дома уже давно ввели онлайн в свою практику, вопрос только в усовершенствовании платформ. Так что смело просматриваем каталоги онлайн и регистрируемся на ближайшие торги Sotheby’s, Christie’s, Phillips, Bonhams и других.

Онлайн-резиденции — совсем новый формат в современных реалиях. Арт-резиденции были изначально задуманы как творческие пространства, где художники могли реализовывать свои проекты на протяжении определенного времени. Но что делать, если пространство перешло в онлайн? Видимо, переносить туда же и всю инфраструктуру. Такие проекты все еще в процессе реализации, остается следить за результатами. Как организована структура, можно посмотреть на примере такого проекта здесь: https://artigitl.com