Post

Сергей Синицын и Михаил Высоковский: боут-шеринг по-русски

Основатели первого в России клуба совместного пользования лодками Russian Boat Club Сергей Синицын и Михаил Высоковский рассказали о том, как они планируют развивать сеть своих баз, как каршеринг избаловал российских клиентов, и о том, куда отправиться на лодке из Москвы.


Как вы узнали о существовании боат-шеринга и почему решили начать такой бизнес в России?

Сергей Синицын: Я узнал, что существует такая модель, как boat sharing, года два назад от европейских коллег. Поскольку я уже давно страстно увлечен парусными яхтами, у меня сразу возникла идея, что и российских яхтсменов можно объединить в клуб совместного пользования яхтой. Но круг любителей парусного яхтинга очевидно уже, чем круг тех, кого интересуют моторные лодки, поэтому я стал внимательно изучать международный рынок шеринга яхт. И узнал, что в 1989 году в Америке появился первый подобный клуб. В нем каждая лодка была поделена между 10 членами клуба. Сегодня у этого клуба более 300 баз по всему побережью США и внутренним водоемам.

Михаил Высоковский: И уже больше 20 тысяч членов клуба.

С.С.: Далее стали появляться клубы, где лодки уже делились на шестерых владельцев, и так далее. Мы познакомились с представителями самых разных подобных клубов со всего мира, изучили их модели бизнеса. Узнали, что в Великобритании весьма популярен такой вид владения яхтой, что в Израиле успешно работает такая же модель, нашли по несколько клубов в Испании, Франции, Португалии, на Британских Виргинских островах и в Австралии.

М.В.: В целом эта модель бизнеса применяется в самых разных областях, включая частную авиацию. Недавно я общался с людьми, создавшими теннисный клуб с шеринговой экономикой. С.С.: Изучив разные модели, мы решили, что для России оптимальной будет модель клуба с шестью участниками на одну лодку. С мая 2021 года мы спустили на воду шесть катеров, а в начале июня официально открыли Russian Boat Club — первый в России клуб совместного пользования лодками. Весь сезон наши первые участники активно пользовались лодками, выходили на воду буквально каждый день — и в хорошую, и в не очень хорошую погоду. На сегодня у нас три базы: самая востребованная, с тремя катерами, — в Royal Yacht Club, два катера — на базе в Нагатине и один — в Ярославской области, на территории глэмпинга «Точка Немо».

Вы планировали запуск Russian Boat Club, уже зная о том, что внутренний туризм станет активно развиваться? 

С.С.: Все задумывалось задолго до закрытия границ. На пандемию мы совершенно не рассчитывали, но, когда случилось закрытие границ, конечно, активно поднажали. Когда мы придумывали Russian Boat Club, в нашем распоряжении были данные о водных путях России. А это больше 2,5 миллиона километров, из них около 1/5 доступны для судоходства, и в настоящее время используются около 145 тысяч километров, что суммарно больше водных путей Великобритании, Нидерландов и Франции. Потенциал гигантский, и есть перспективы для развития законодательной базы. 

М.В.: Да, и спрос на водные активности в последнее время сильно растет. Достаточно посмотреть на любое водохранилище в выходной день летом: можно увидеть людей на SUP’е, на парусных, на моторных лодках. Спрос большой, а предложения не хватает. В частности, рынок аренды катеров для прогулки не развит совсем.

На какой опыт вы опирались, разрабатывая эту новую для России модель бизнеса?

М.В.: Я десять лет работал в компании «Яндекс», пять лет из них руководил командой, разработавшей навигатор. Мы часто сотрудничали с командой каршеринга, и, конечно, этот опыт очень помог, в первую очередь в том, как построить компанию внутри. Продукт Russian Boat Club напоминает каршеринг: заранее бронируется время, фотографируются повреждения, отмечается выход на воду, приходит счет за топливо, запрашивается отзыв. Мы очень стараемся, чтобы наш сервис удивлял не только своей новизной, но и удобством пользования. Лодка бронируется через Telegram-бот, и ко времени вашего прибытия на базу она гарантированно будет готова к выходу на воду.

Помимо отсутствия хлопот, связанных с содержанием лодки, какие еще плюсы вы находите для шеринговой модели владения?

М.В.: Я бы отметил возможность пользоваться разными типами лодок, стоящих в разных местах. Сегодня мне хочется выйти с друзьями в Пироговское водохранилище, и я бронирую лодку на пятерых, а в другой раз хочу романтическую прогулку по воде вдвоем; в выходные я собрался большой семьей из 10 человек устроить пикник на воде — шеринг дает разные возможности, и в этом его основная ценность. 

С.С.: Добавлю, что наши катера подходят для рыбалки, и у нас в арсенале есть водные лыжи и ватрушки, на которых можно покататься за лодкой. Дети это обожают!

Заметили ли вы новые для себя особенности российских клиентов, увлеченных яхтингом?

М.В.: В целом на рынке есть потребность в сервисах, которые позволяют быстро, удобно и ни с кем особенно не контактируя заказать или забронировать что-либо. Нам не подходит модель, как в европейских каршерингах, где по поводу каждой замеченной трещины или царапины нужно звонить оператору. Мы про «сфотографировал и поехал». Вторая особенность связана с неразвитостью рынка яхтенных услуг в целом. У нас пока много неопытных людей, у которых нет прав ГИМСа. И тут мы берем на себя роль входной точки в мир яхтинга. Поэтому у нас есть партнерская школа, где можно научиться управлять моторной лодкой. Многие не знают, куда можно идти на лодке из Москвы. Мы для наших клиентов уже собрали ряд подобных рекомендаций.

С.С.: Я бы добавил, что особенность наших людей еще в том, что они не очень хотят вкладываться деньгами во что-то незнакомое. В свое время было довольно много россиян, связанных с таймшером в недвижимости. И этот опыт у большинства из них оставил негативный след. Когда такие люди слышат слово «шеринг», они сразу перестают доверять.

Кроме школы обучения управления катером, у вас планируются какие-то еще партнерские проекты?

С.С.: У нас уже есть упомянутый выше партнерский глэмпинг и дружеская парусная школа. Недавно на нас вышел один из производителей автомобилей с предложением включить Russian Boat Club в свою программу лояльности. 

М.В.: Мы планируем реализовать дополнительную аренду SUP’ов и наборов для пикника.

Как вы искали и отбирали верфи, которые будут строить катера для Russian Boat Club?

C.C.: Мы до сих пор в процессе выбора. Начали с того, что попытались связаться со всеми российскими производителями катеров, которые участвуют в выставках и рекламируются. Оказалось, что часть из тех, кто как-то рекламировал свои услуги, самостоятельно катера уже не выпускает, остальная часть только нарисовала проекты, но еще ничего не построила. Из тех верфей, что существуют и успешно работают, мы объездили, наверное, все. Сравнивали визуально, по несколько раз бывали на производстве. Выбрали мы российскую верфь, которая нас убедила в том, что может оказывать широкий спектр услуг. Опыт показал, что мы не ошиблись. Velvette Marine оказались одними из достойных российских катеров. Средний и большой катера в нашем флоте — их производства.

Сколько сейчас членов в Russian Boat Club и сколько их будет нужно, чтобы вы признали проект состоявшимся?

С.С.: В этом году мы планировали, что максимальное количество членов клуба составит 30 человек. Так как мы открылись чуть позже запланированного и все еще «ощупываем» продукт, у нас пока остались места, которые под конец сезона мы предлагаем приобрести на специальных условиях. Мы понимаем, что нам нужно развиваться, и помочь в этом может только рост числа баз клуба. 

М.В.: Мы получили за этот сезон почти 500 заявок. Около 100 людей активно с нами взаимодействовали все лето, записывались на тест-драйвы. Все приходили с разными пожеланиями. Кто-то был готов потратить 100 тысяч рублей в год на максимально простой и консервативный сервис, кто-то уходил с тест-драйва с пожеланием, чтобы во флоте Russian Boat Club появился современный катер с двумя каютами стоимостью в несколько десятков миллионов рублей. Все это лишний раз говорит о том, что рынок только формируется и нам самим для себя нужно определить, в каком его сегменте мы хотим работать.

С точки зрения ценообразования мы ближе к такому виду продукта каршеринга, как подписка на машину, когда раз в месяц или в полгода нужно делать какой-то взнос. Сейчас думаем о том, чтобы в следующем сезоне, помимо годовых взносов, предлагать сезонные абонементы.



Когда мы придумывали Russian Boat Club, в нашем распоряжении были данные о водных путях России. А это больше 2,5 миллиона километров, из них около 1/5 доступны для судоходства, и в настоящее время используются 145 тысяч километров, что суммарно больше водных путей Великобритании, Нидерландов и Франции.



Расскажите, как строится клуб сейчас? Можно ли подписаться только на один катер или на все сразу?

М.В.: Вы подписываетесь на катер одного из трех уровней: маленький, для которого даже не нужны права, катер побольше и катер с каютой. Если подписываетесь на самый большой катер, вам становятся доступны все категории. Можно варьировать подписку, указывая интересные вам базы: все три или только одну, выходные или будние дни.

Куда можно отправиться на катере с ваших баз?

М.В.: Север Москвы, где расположен не нуждающийся в представлении Royal Yacht Club, — это выход без шлюзов в пять водохранилищ: Химкинское, Пироговское, Пяловское, Пестовское и Икшинское. Но есть много людей, которые хотят погулять на лодке по центру Москвы. С нашей базы в Нагатине, также без шлюзов, можно пройти до Кремля и Сити; можно дойти и до Коломенского — там есть шлюз, но он менее загружен, чем на севере Москвы, и пройти его можно быстро. Глэмпинг «Точка Немо» в Ярославской области — это Волга, где уже можно отправиться по более продолжительному маршруту с выходами на берег, с экскурсиями, пикниками и прочими активностями. Нам интересно расширять количество баз и в больших городах, где есть платежеспособная аудитория и много разных вариантов для отдыха на воде, и в красивых локациях, где можно просто один день походить на лодке и искупаться.

По каким направлениям вы планируете развиваться в первую очередь?

С.С.: Мы обратились в агентство, где нам автоматическим способом по факторам, которые мы задали, определили 200 перспективных для развития локаций. Среди факторов мы указали наличие большой воды, инфраструктуры, туристических объектов либо интересных для посещения мест. Наиболее интересны для нас из этого списка города-миллионники и регионы с хорошей водной инфраструктурой (Сочи, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Байкал) и несколько легкодоступных россиянам зарубежных баз — в Турции и Черногории. 

На данный момент президентом подписаны стратегия развития водного транспорта в России и стратегия развития внутреннего туризма. Наш проект находится на стыке этих областей, и мы надеемся, что в скором времени водная инфраструктура в России станет лучше, ее станет больше и мы при условии, что найдем необходимые инвестиции, сможем развиваться вместе с ней. 

Для чего нужны инвестиции, и о каких суммах идет речь? 

С.С.: Инвестиции нужны для быстрого масштабирования сервиса, для создания продукта с действительно большим разнообразием флота (гидроциклы, спортивные буксировщики, парусные суда, большие яхты и прочее) с локациями по всей России. Когда ты становишься федеральной сетью боат-шеринга, то выходишь на следующий уровень, и качество продукта меняется. Инвестор может вложиться в открытие одной или нескольких баз (одна база потребует порядка 20 миллионов рублей) либо в увеличение флота. Также рассматриваем варианты совместного владения яхтами, когда несколько участников приобретают доли в яхте, а клуб берет на себя обслуживание.