Post

Артем Каган: "Рано или поздно люди частично передадут свои полномочия роботам"

Сооснователь бренда Reload Motors и компании MaxBionic Артем Каган каждый день имеет дело с технологиями будущего. Он рассказал Top Flight о том, что нужно для того, чтобы улицы наших городов заполнили электромобили, и о том, как робототехника помогает людям.

Свой путь в бизнесе вы начинали с торговли автомобилями. В какой момент вы поняли, что хотите развивать технологии будущего?

Начну с того, что, работая с брендом Mercedes-Benz, я тоже занимался не стандартными автомобилями и их розничной продажей, а специальной техникой. Я отвечал за продажи автомобилей для охоты, внедорожной езды, строительной, пожарной и коммунальной техники. Мой товарищ из Америки в 2013 году рассказал мне о том, что компания Tesla начала поставки серийного автомобиля, и я стал следить за этим направлением. В начале 2015 года я узнал, что в Москве открылся новый проект — по сути, это была первая попытка завозить и ремонтировать электромобили. Мне стало интересно, и я присоединился к человеку, который на тот момент ввез в Россию уже порядка 20 автомобилей Tesla. Вместе мы начали развивать эту историю. У Tesla до сих пор нет дилерской модели, и мы решили создать клуб владельцев электромобилей, чтобы получить хоть какой-то статус и доверие со стороны людей.

Вы изначально увлеклись этой историей как бизнесмен, или все-таки промелькнула мысль, что у вас появилась возможность перевернуть сознание людей?

Мы и не думали о том, что будем переворачивать чью-то картину мира. Хотелось просто быть первыми и самыми большими в сфере продаж и обслуживания электромобилей. Тогда у нас еще была надежда на то, что Tesla официально придет в Россию и по достоинству оценит сделанную нами работу, даст нам статус дилера или какие-то полномочия.

Неужели Tesla вас никак не поддержала?

Первое время поддержка была. Раза три мы приглашали сервисных инженеров Tesla, так как на первом поколении автомобилей возникали сложности с электрической частью. Мы старались собрать по пять-десять автомобилей, которым было нужно техническое обслуживание, и вызывали из Голландии инженеров.

Расскажите, чем вы занимаетесь сейчас?

Импортом электромобилей наша компания сейчас занимается, скорее, в качестве хобби, для нескольких давних клиентов, кото- рые через нас приобретают уже не первый электромобиль. С 2017 года мы инвестируем основные силы, деньги и время в разработку своих продуктов. В первую очередь это аккумуляторные батареи и IT-решения по управлению этими батареями. Мы разработали собственную систему управления аккумуляторными батареями, которая подходит для вагонов метро, для накопителей энергии и может работать как тяговая батарея для электромобиля или электробуса.

В рамках этого проекта мы сейчас работаем над запуском производства собственного коммерческого электромобиля в Германии под брендом Reload. Анонсировать этот проект мы будем весной 2021 года, первый автомобиль сойдет с конвейера во втором квартале 2024-го.

Второе направление бизнеса — это бионическое протезирование. Мне не нравится слово «протезы», но мы пока не придумали, чем его заменить. В начале 2020 года мы присоединились к команде, за которой давно наблюдали. Эти ребята создали единственную в России сертифицированную бионическую кисть. Это на 100% российский продукт, разработанный и произведенный в России. Сейчас мы начинаем выводить его на международный рынок. 

Мне кажется, непросвещенный в этой сфере человек сразу представляет себе кадры из научно-фантастических фильмов. Можете популярно объяснить, что такое бионическое протезирование?

Это средства реабилитации. При их создании используются многие принципы робототехники. Чтобы продукт двигался пра- вильно, нужны исключительные знания в области механики, кинематики, а также точно работающая электроника, которую мы тоже разрабатываем сами. Я вижу в этой области очень большие перспективы.

Сейчас у нас есть полностью разработанная бионическая кисть, и мы сотрудничаем с компаниями, в том числе международными, которые работают над локтевым бионическим протезом и протезом предплечья. Также разрабатываем уменьшенную версию кисти.

Как человек, у которого есть опыт работы и в привычном всем автомобильном бизнесе, и в бизнесе, связанном с технологиями будущего, видите ли вы различия в этике, в подходах к развитию?

Безусловно. Наше и последующее поколения стараются задумываться об экологической составляющей и о социальной ответственности бизнеса. Многие от лица своего бизнеса участвуют в благотворительных проектах. Когда ты имеешь дело с продуктами, которые позволяют людям повысить качество жизни или встать на путь осознанного потребления, внутренние ощущения гораздо приятнее.

Также могу добавить, что с точки зрения ведения бизнеса заниматься новыми технологиями приятнее, потому что на этом поле пока еще мало конкурентов, и это дает возможность меньше вкладываться в PR. Как правило, у самих людей возникает желание узнать о таких продуктах побольше. Компания Tesla, например, вообще не имеет маркетингового бюджета, а спрос на их автомобили сегодня выше, чем они могут произвести. Для PR им вполне достаточно Илона Маска и Twitter.

Лично вам то, что вы занимаетесь развитием новых технологий, приносит моральное удовлетворение?

Я бы сказал, что удовлетворение приходит тогда, когда бизнес становится прибыльным. Тут другая категория. Заниматься развитием нового — это интересно. Мы общаемся со всем миром, из первых уст узнаем о новшествах, о которых не пишут в новостях.

Если говорить об электромобилях, то очень приятно иметь дело с тем, что настолько сильно двигает прогресс и изменяет стандарты.

Не секрет, что именно автомобильная индустрия задала импульс, который подхватили производители и яхт, и даже самолетов. Какие еще направления сейчас развивают в сфере экологичного транспорта?

Большое параллельное направление — это автомобили на водородном топливе. Я считаю, что водород станет следующим шагом после электричества, и будущее — за гибридными электроводородными двигателями.

Где вы находите инженеров и мастеров, которые у вас работают?

Я бы сказал, что они к нам приходят сами. Инженерная школа в России очень сильная, и толковые люди всегда ищут что-то новое и интересное. Например, мы сейчас переделываем два автомобиля в электромобили, и человек, который придет к нам работать электриком, получит возможность заново собрать автомобиль. Ее в России мало где получишь. У нас талантливый инженер может реализовать свои идеи на практике, а не быть вечным теоретиком.

Для производства серийного автомобиля мы будем собирать международную команду из российских и немецких ребят.

Какие страны сегодня в авангарде производства электромобилей?

На первом месте, совершенно точно, Китай. Более чем из 5 млн электромобилей в мире 4 млн используются в Китае. Там же находятся семь из десяти крупнейших производителей. Важный момент в том, что китайские производители электромобилей работают в основном на внутренний рынок.На втором месте — США, на третьем — Европа, где классические всем известные бренды работают над развитием линеек электромобилей, но пока это можно назвать пробой пера. Все ждут выхода в 2024–2025 годах новых европейских директив, которые запретят въезд на территорию крупных городов автомобилей ниже определенного экологического класса.

Каково ближайшее будущее электромобилей и роботов? Когда они войдут в нашу жизнь, как когда-то в нее вошли смартфоны?

Для того, чтобы электромобиль стал повсеместным явлением, нужно на глобальном уровне перестраивать систему электрификации городов. Представьте себе городской квартал, где каждый вечер ставят заряжаться 10 000 электромобилей. Пока это нереально.

Что касается роботов, то их уже очень много на производствах. Они делают достаточно большой объем работы, просто не выглядят так, как мы их себе представляли в детстве или как нам показывают в фильмах. Человекоподобные роботы тесно связаны с искусственным интеллектом, и это, я думаю, следующий этап развития технологий. Уверен, что люди рано или поздно частично передадут свои полномочия роботам. В конце концов, большинству больше нравится что-то придумывать и заниматься творчеством, чем выполнять тяжелую работу.