Post

Алексей Тисенгаузен и Сара Мэнсфилд: "Первое правило коллекционера - покупать нужно только то, что нравится"

Всемирно известный аукционный дом Christie’s более 50 лет назад создал специальный департамент русского искусства. Его глава Алексей Тисенгаузен и международный директор Сара Мэнсфилд рассказали TOP FLIGHT, почему собирать работы русских художников — большой труд, чего ждать от традиционных июньских русских торгов Christie’s и как мир искусства переживает локдаун.


С чего начиналась история русского отдела Christie’s?

Алексей Тисенгаузен: В 1969 году аукционный дом Christie’s начал проводить отдельные русские торги. Они тогда проходили в Женеве и напоминали закрытый клуб. Коллекционерам очень нравилось на них собираться, это был прекрасный повод для путешествия к Женевскому озеру.

Сара Мэнсфилд: Раньше группа коллекционеров русского искусства была совсем небольшой. Теперь это установившаяся группа людей, для которых мы проводим два специализированных аукциона в году даже в условиях пандемии. Неизбежно, что в условиях, в которых мы сейчас все существуем, состав основной группы коллекционеров изменился. Я начала работать в департаменте русского искусства Christie’s в 2004 году, в то время большинство покупателей были русскоговорящими, и их интересовало в основном декоративно-прикладное искусство. В начале 2010-х годов все изменилось: люди стали гораздо больше интересоваться русскими художниками, и это далеко не всегда были такие широко известные имена, как Малевич или Шагал. Появилась группа коллекционеров с Запада, которые давно интересовались искусством, но никогда не смотрели в сторону русского искусства. Они просто узнали о нем больше и стали выбирать для себя работы русских художников, которые им нравятся. А это именно такой подход к коллекционированию, который мы в Christie’s приветствуем. Если взглянуть на собрание опытного западного коллекционера, в нем всегда найдется работа русского художника. Так же, как и в музейных собраниях. Русское искусство — важная часть мировой культуры.

Не изменит ли год, который мир искусства провел онлайн, аукционную жизнь полностью? Не будет ли коллекционерам трудно вернуться в залы, на «живые» торги?

С.М.: Думаю, что мы зашли уже так далеко, что к привычной жизни не вернемся никогда. Также мне кажется, что многие чувствуют себя более уверенно и спокойно во время видеоконференций: их можно быстрее организовать, проводить в более расслабленном формате. Темп развития аукционного бизнеса, как и любого другого, очень изменился с развитием технологий. В начале 2000-х мы все еще получали запросы о стартовой стоимости того или иного объекта искусства по обычной почте, сейчас, разумеется, все приходит по электронной почте или в мессенджеры. И все, конечно же, немедленно хотят получить ответ. Чем доступнее люди, тем успешнее их бизнес. И очень важный вопрос, который поставила пандемия, это вопрос границ такой доступности.

Если говорить о положительной стороне: например, мне удалось наладить общение со многими клиентами через социальные сети, стало приходить больше запросов в Инстаграм. Christie’s вложили невероятное количество усилий и средств в то, чтобы успевать за стремительно развивающимися социальными сетями и IT-технологиями.

Продавать искусство онлайн легче?

С.М.: Для меня продажа онлайн по-прежнему необычная вещь. Как только вы объявляете о продаже лота онлайн, вы, по сути, теряете контроль над происходящим. Миллионы людей имеют возможность увидеть эту работу. К примеру, в прошлом году наш сайт привлек 15,5 миллиона уникальных пользователей. Это, конечно, поразительно. Не могу сказать, влияет ли это на сложность или простоту процесса продажи, но это совершенно точно другой опыт. Мы привыкли работать с определенным кругом коллекционеров, а теперь никогда не знаем, кто именно выйдет на связь с вопросами по тому или иному произведению.

А.Т.: Этот вопрос имеет прямое отношение к различиям поколений. Сара права в том, что онлайн-продажа позволяет мгновенно привлечь внимание очень большого количества людей. С другой стороны, для многих коллекционеров, особенно тех, кто собирает декоративно-прикладное искусство, а не живопись, очень важна возможность почувствовать вещь — потрогать, пощупать, даже понюхать ее. Как происходит обычная покупка онлайн? Вы видите в интернет-магазине красивое платье или сумочку. Они сняты со всех ракурсов, вам нравится, и вы хотите их получить — и получить прямо сейчас. Но удовлетворение вы получаете только тогда, когда надеваете платье или берете в руки желанную сумочку. С предметами искусства, с серебряными вещами или фарфором картинка на экране не всегда работает, потому что она не дает ощущения вещи.

С. М.: В этот момент очень большую роль играют ваши взаимоотношения с клиентом. Многие не хотят участвовать в торгах, пока не увидят работу вживую. Так было и до начала пандемии, когда, например, кто-то не мог физически присутствовать на торгах. Коллекционер начинает взвешивать: важно ему получить эту работу или он может себе позволить ее упустить? Вот тут-то и наступает тот самый ответственный момент, когда в игру вступает вопрос доверия и репутации. Клиент говорит вам: можете прислать мне все фотографии, которые у вас есть, отчет о состоянии вещи, но что вы лично о ней думаете?

Какие из российских художников всегда пользуются спросом?

С. М.: В нашем департаменте представлены работы, иллюстрирующие 300-летнюю историю. Мне сложно говорить о спросе на нашем рынке, но, безусловно, есть какие-то тренды, какой-то интерес к определенному художнику, витающий в воздухе. Очень часто на него влияют крупные международные выставки.

Русское искусство — сложная область. Если внимательно присмотреться к истории работ, которые продает Christie’s, станет очевидно, что большинство из них происходит из частных коллекций и выходит на рынок впервые. Русские художники во всей массе мирового искусства — это относительно небольшой набор имен, и все они всегда будут пользоваться спросом. Коллекционеры никогда не откажутся от возможности получить в свое собрание работы Айвазовского, Левитана, Шишкина, Репина, Серова или художников XX века, таких как Гончарова, Ларионов, Машков и Петров-Водкин. Их очень сложно найти, и с годами становится все сложнее. Нам даже удается открывать новые имена для арт-рынка, и это большая удача. Например, недавно мы представляли работы замечательных художников Марии Якунчиковой и Сергея Чехонина, до этого малоизвестных и мало представленных на рынке.

На что должен обратить особое внимание начинающий коллекционер русского искусства?

А. Т.: Первое — покупать только то, что нравится. Успешный коллекционер никогда не приобретет картину, которую он не хотел бы повесить на стену в своем доме. Второе — это провенанс. Нужно обязательно узнать, кто продает эту работу и как она оказалась у продавца. Однако это важно не только для предметов русского искусства и вообще не только для искусства. Когда вы покупаете машину, вы хотите знать о ней все. Когда ищете информацию для статьи, вы доверяете каким-то конкретным источникам.

Какого коллекционера можно считать успешным?

А. Т.: Того, у кого есть терпение. Одни состоятельные коллекционеры собирают свои коллекции очень быстро, другие составляют поистине блестящие собрания, потому что готовы очень долго ждать удачного момента для покупки. У каждого свой подход к формированию коллекции. Кто-то заинтересован в определенных предметах, кто-то хочет громко заявить о себе и своем собрании. Есть много коллекционеров работ Фаберже, но среди них есть и те, кто, например, собирает только настольные звонки работы мастера. Если говорить о живописи, есть люди, которые собирают по одной работе разных художников, а есть такие, кому интересны только портреты обнаженных.

С. М.: Я что успешные коллекционеры должны определить для себя понятие успеха в самом начале пути и ответить на вопрос, чего они хотят: чтобы их собрание вошло в историю через 20 лет или чтобы оно производило впечатление на их партнеров по бизнесу в текущий момент? К тому, что сказал Алексей, я бы добавила совет для начинающих: не стесняйтесь задавать вопросы и ведите архив всего, что у вас есть. Обязательно записывайте, где вы купили эту работу, у кого, какие документы вам предоставили при продаже.

В этом году русское искусство пришло к нам на торги со всего мира: из Австралии, Швейцарии, Франции, Южной Америки. И не все, кто выставляет работы на продажу, знали их историю. Мы, конечно, помогли ее восстановить, подарив многим семьям интересные истории их связи с Россией. Каталогизация коллекций очень важна, хотя бы потому, что подтвержденная история обладания картиной делает ее ликвиднее.

А. Т.: Интересная особенность русского искусства: вещи, которые мы продаем, практически никогда не возвращаются на рынок. Работы импрессионистов очень часто можно встретить на аукционах через 10–15 лет после продажи. Работы русских художников за 35 лет продавали снова не больше пяти раз. Мои коллеги из других департаментов Christie’s часто приходят к своим клиентам с предложением более выгодно продать купленную какое-то время назад работу. Собиратели русского искусства, как правило, отказываются, потому что работа им нравится, и они гордятся ей.

Что ждет коллекционеров на июньских русских торгах?

А. Т.: Это будет «живой» аукцион, который, конечно, не отменяет возможности делать ставки по телефону или онлайн. Клиенты, которые обычно приходят на наши русские торги, обожают это мероприятие. Некоторые называют его театром. Мы все еще собираем работы для этих торгов, но могу точно сказать, что предложим большой выбор изделий Фаберже, прекрасную подборку фарфора, в том числе большую вазу периода Николая I.

С. М.: Могу назвать восхитительные работы Василия Шухаева, которые едут к нам из Австралии, работы Зинаиды Серебряковой, Ивана Билибина, Марии Якунчиковой.