Post

Музыкальные фестивали — отдых для настоящих ценителей

Романтический уик-энд, который так необходим для того, чтобы набраться сил перед рабочей неделей, часто уже своим существованием поднимает вопрос о его культурном наполнении. Безусловно, смены только лишь «ландшафта», окружающего вас, не всегда достаточно для того, чтобы ваши выходные запомнились и оставили то самое эстетическое послевкусие, которое так приятно потом вспоминать вновь и вновь.

Многие эстеты традиционно отправляются за «культурно-качественными эмоциями» в Европу. Почти каждая уважаемая европейская страна в своем обязательном к посещению активе туристических событий располагает оперным фестивалем. Так, правда, было не всегда, но стратегически мыслящие умы осознавали, что, помимо культурного туризма в целом, страна должна располагать узконаправленными музыкальными праздниками, которые были бы сфокусированы не на туристах вообще, а на очень узкой, но нельзя сказать, что малочисленной
когорте туристов-эстетов. Так начинался, например, фестиваль Arena di Verona, в течение которого на уникальном и сохранившемся шедевре старинной архитектуры — собственно арене — разыгрываются оперные спектакли. На этом месте проходили гладиаторские бои, проливалась кровь, а сейчас наш слух услаждают изысканные фиоритуры лучших оперных голосов мира в сопровождении лучших оркестров Европы.

В рамках знаменитого Байрейтского фестиваля исполняются оперы Рихарда Вагнера в построенном специально для его музыки и под его непосредственным контролем оперном театре. Сейчас даже не совсем понятно, благодаря чему стал знаменит этот баварский городок — грандиозному театру или маркграфине Вильгемине, старшей дочери прусского короля Фридриха Вильгельма I и сестре Фридриха Великого? Она перестроила город, дополнив его несколькими знаменитыми парками, замками и построив другой оперный театр города до Вагнера — Маркграфский оперный дворец. Как бы то ни было, но маленький городок с 70 тысячами жителей располагает аж двумя грандиозными оперными театрами, которые признаны памятниками архитектуры и охраняются ЮНЕСКО!

А немецкий фестиваль в Шлезвиг-Гольштейне — это мечта креативного слушателя, воплощенная в наши дни! Многие творческие натуры страстно хотят услышать классические музыкальные шедевры в этой нестандартной обстановке. Тем, кому в качестве концертных площадок подавай лодочные ангары, теплицы, старинные замки и даже фермерские дома, в аккурат на этот фестиваль! Здесь лучшие образцы классики подаются в оригинальном сценическом обрамлении. 

d2-057.jpg

А что в России? Ведь многие певцы, снискавшие славу мировых оперных звезд, имеют российское подданство. Примеров длинный список. Вот только некоторые имена, при упоминании которых одна часть публики затаив дыхание ждет великолепно взятой верхней ноты в сложнейших ариях, а другая спешно раскошеливается, чтобы приобрести билеты на ближайший спектакль в оперу и, конечно же, присоединиться к первой уже упомянутой части публики: Анна Нетребко, Ольга Перетятько, Хибла Герзмава, Владислав Сулимский, Дмитрий Ульянов, Василий Ладюк, Ильдар Абдразаков. В России есть прекрасная альтернатива и по качеству представленных культурных событий, и по их наполненности великими именами. Кстати, о двух последних я продолжу повествование уже не только в ключе перечислений их заслуг на международной оперной сцене, но и упомяну о том, что каждый из них кроме того, что является прекрасным солистом, еще и организатор, идейный вдохновитель оперных фестивалей, которые уже сейчас могут составить достойную альтернативу европейским. Не секрет, что фестиваль «делают» его участники, а гостей для своих событий эти солисты выбирают более чем достойных, и многие из приглашенных являются подданными европейских стран. Для нас, слушателей и любителей классической музыки, это значит, что не всегда стоит лететь в Европу, чтобы послушать европейцев.

Хочу выделить два фестиваля, достойных внимания. Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова, который открыл свои двери уже во второй раз в 2019 году сразу в четырех городах России: Москве, Уфе, Альметьевске и Казани. Среди приглашенных солистов этого года блистает один из самых признанных теноров бельканто нашего времени Лоуренс Браунли (США), из дирижеров — итальянец Клаудио Ванделли.

23376320_699297163596932_1105673385056909427_n.jpg

Второй — фестиваль Василия Ладюка «Опера Live», который, как правило, проходит в течение нескольких месяцев на концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. В этом году планируется концерт, посвященный 85-летию со дня рождения прославленного хорового дирижера Виктора Сергеевича Попова, основателя Академии хорового искусства, теперь названной его именем.

Уверен, что на эти культурные форумы необходимо обратить особо пристальное внимание любителям оперного искусства. Уже сейчас они более чем заметны на культурной карте России. А буквально через несколько лет именно на события этих фестивалей будут прилетать в качестве слушателей те, кто сейчас Arena di Verona называет своей домашней оперной площадкой.



Иллюстрация: Эльвира Насибуллина.