Post

Что делать кинопродюсерам?

Почему многообещающие кинопремьеры проваливаются в прокате, а явные аутсайдеры привлекают внимание миллионов зрителей? Я много лет продюсирую фильмы и могу сказать с полной уверенностью: универсальной формулы создания кинохитов нет. Но как снимать коммерческое кино, если нет никакой гарантии успеха и, как следствие, окупаемости фильма?

Еще лет 20–30 назад фильм в борьбе за зрителя конкурировал с другими фильмами. Чтобы опередить конкурента, достаточно было привлечь популярных актеров, добавить фильму зрелищности за счет компьютерной графики и прочих спецэффектов. И, конечно же, растрезвонить об этом в СМИ, падких до сенсаций… Сегодня эта схема уже не срабатывает — условия конкурентной борьбы на рынке развлечений изменились до неузнаваемости.

До появления смартфонов, планшетов, мобильного Интернета, социальных сетей, онлайн-магазинов, компьютерных игр и тому подобного свободное время потребителя делилось на часы, проведенные дома, и на время за пределами родных стен.

Перечень домашних занятий был весьма ограничен: чтение, просмотр телепрограмм, хобби, рукоделие. Поэтому людей не надо было долго уговаривать на то, чтобы куда-либо сходить, например, в кино. Они и сами охотно много времени проводили вне дома. Билеты в кино стоили недорого, кинотеатры имелись чуть ли не на каждом углу… Тогда это было едва ли не самым доступным развлечением для массовой аудитории.

Теперь все иначе. Модель поведения массового потребителя меняется у нас на глазах, в связи с чем свободное время делится совершенно иначе: на онлайн и офлайн. Все сложнее выманивать человека за пределы онлайн, если все больше услуг он может получить, не затрачивая серьезных физических усилий — одним кликом или просто имея под рукой смартфон. Говоря современным языком, у людей появились десятки опций, позволяющих им выгодно, с интересом, финансово необременительно и, главное, без труда потратить свое свободное время. И именно за него — за свободное время потребителя — сейчас ведутся ожесточенные конкурентные войны.

Корпорации вкладывают сотни миллионов долларов, чтобы подростки свой досуг проводили в соцсетях, за компьютерными играми, в Интернете, а не в кинотеатрах, поскольку из всех социально-демографических групп молодежь остается самой большой, которая все еще смотрит кино по старинке — в кинотеатре.

Одна из гениальных идей, удержавшая коммерческое кино на плаву, — объединение в одном пространстве магазинов, кафе и кинотеатров. Потребитель быстро купился на то, что самое интересное (на что можно потратить личное время) собрано в одном месте. Походил по магазинам, устал — посидел в кафе или кинотеатре с коробкой попкорна. Все логично и просто: после просмотра фильма и ноги отдохнули, и голова… Не случайно мудрые продюсеры всеми силами стараются выпускать фильмы в прокат в период сезонных распродаж в торговых сетях, когда приток потребителей в ТРЦ по всему миру увеличивается в разы.

Но сегодня и эта модель перестает работать на все сто процентов. Когда у тебя под рукой смартфон с новыми форматами звука и видео (dolby surround и full-HD), скоростной Интернет, пойдешь ли ты в кинозал или останешься сидеть в кафе, уткнувшись в экран телефона? И как часто ты будешь ходить за покупками в ТРЦ, если многое можно купить через интернет-магазин с доставкой на дом?

Вопросы на миллиард долларов.

Что делать кинопродюсерам? Идти за потребителем. Показывать кино не просто под крышей ТРЦ, а прямо в торговом зале или кафе? Делать показ фильмов в кинотеатрах бесплатным или за символическую плату (например, за счет показа коммерческой рекламы не только в начале киноленты, но и в середине)?

Вот почему, когда сегодня мне как продюсеру предлагают прочитать новый сценарий или войти в кинопроект уже на стадии производства, я первым дело задаю два простых вопроса: «На какую целевую аудиторию ориентирован ваш фильм, и чем вы собираетесь завлечь массового зрителя в офлайн-кинозал? На чем строится ваша уверенность, что человек все бросит и согласится полтора часа просидеть в кинозале за просмотром именно вашего фильма?»

Убежден, нельзя браться за сценарий и запускать фильм в производство без понимания того, кому и как именно ты будешь продавать готовый продукт с момента премьеры и на всем протяжении широкого проката. Лично для меня неприемлем ответ: «Нет, наша забота — снять хорошее кино, а продажами пусть занимаются дистрибьюторы, это их кусок хлеба». Коль скоро ты сам снимаешь кино наугад в расчете на то, что остальное за тебя сделает невидимая рука рынка, надо ли ждать чуда от дистрибьютора? Вряд ли…

Лидеры киноиндустрии вкладывают большие деньги в изучение зрителей, привлечение их внимания к фильму еще до начала съемок, чтобы к премьерному показу распалить их любопытство до максимального уровня. Как это, к примеру, происходит с очередным эпизодом «Звездных войн». Но что делать тем продюсерам, у которых нет миллионов долларов на киномаркетинг? Вариантов не так уж много.

Один из них — встраиваться в большие проекты, кооперироваться с лидерами кинорынка, заниматься копродукцией.

Как альтернатива самостоятельно снимать малобюджетные фильмы ($2–3 млн) — быстро и по горячим следам, перенося на экран то, что, к примеру, уже сейчас сильно волнует потенциальную киноаудиторию. Брать сюжеты из реальной жизни, уже раскрученные СМИ, которые благодаря продюсерам и сценаристам могут получить на экране кинотеатра неожиданное развитие или такой финал, какой не случился в реальности, но в который так хотелось поверить людям…

Западные продюсеры уже предпринимают определенные шаги в этом направлении, обыгрывают топовые, долгоиграющие новостные сюжеты не только в сериалах, но и в большом кино. И пусть эти фильмы пока не получили мирового признания, главное, они окупаются, собирая хорошие боксофисы в национальном прокате.

Впрочем, многие продюсеры до сих пор предпочитают работать по старинке, доверяя собственной «чуйке» — выстрелит фильм в прокате или провалится. Но это все равно, что играть в русскую рулетку.

Будущее коммерческого кино связано с объединением усилий продюсерских центров, маркетологов, дистрибьюторов, причем не только под проекты с бюджетом за 100 млн долларов. Необходимо искать и находить партнеров и под весьма скромные с точки зрения стоимости проекты.


Иллюстрация: Эльвира Насибуллина.