Post

«Биография» Макса Фриша. Что нужно знать о новом спектакле театра «Человек»

Последней премьерой 2018 года в театре «Человек» стал спектакль «Биография» по одноименной полуфантастической пьесе швейцарского писателя и драматурга Макса Фриша. У «Биографии» русские корни — на идею создания пьесы о человеке, получившем возможность прожить жизнь заново, Фриша натолкнул монолог Вершинина, героя чеховских «Трех сестер», — несчастливого в браке военного, встретившего любовь в лице одной из сестер Прозоровых.

В е р ш и н и н (ходит по сцене). Я часто думаю: что, если бы начать жизнь снова, притом сознательно?

Если бы одна жизнь, которая уже прожита, была, как говорится, начерно, другая — начисто!

Антон Чехов. «Три сестры»

34цку.png


О чем спектакль

Профессор этологии Ханнес Кюрман получает уникальную возможность — отмотать назад свою жизнь, посмотреть на некоторые события со стороны и решить, что бы он хотел в ней поменять. Действительно ли он хочет быть профессором? Прав ли был, когда делал предложение своей возлюбленной Антуннете? Где кроется ошибка, из-за которой жизнь прошла не так?

В переписывании биографии Кюрману помогают потусторонние силы — безликие фантомы в черных костюмах. Они меняют реальность, предоставляя профессору полную свободу действий. Все его идеи они регистрируют в специальной книге, не сдерживая колких замечаний по поводу изменений, которые он хочет внести в свое прошлое.

«Эту пьесу я впервые услышал в студенчестве от своего педагога Дмитрия Брусникина, который, кстати, тоже работал в этом театре, — говорит режиссер Владимир Скворцов. — Я сразу влюбился в “Биографию”. Она написана очень простым языком, в то же время в ней есть мистическая составляющая — идеальное сочетание, которое всегда мне нравилось».

За простым языком пьесы скрывается одна из самых тяжелых историй в биографии самого Макса Фриша. Подобно главному герою, ему самому пришлось переписывать свою «Биографию», едва не стоившую ему карьеры.

Первый вариант Фриш написал в 1967 году. Его уже знали как автора романов «Штиллер» (1954), «Homo Фабер» (1957) и «Назову себя Гантенбайн» (1964), он был лауреатом премии памяти Шиллера  и считался одним из ведущих швейцарских драматургов. 

Премьера «Биографии» в Шаушпильхаусе, самом известном немецком драматическом театре Цюриха, была назначена на октябрь 1967 года. Но за 10 дней до нее случился скандал. Фриш поссорился с режиссером Рудольфом Ноэльте, нещадно вносившим правки в его текст. Он даже пытался судиться с режиссером, но проиграл, и в феврале 1968-го «Биография» была представлена публике. Там, где у Фриша была надежда, у Ноэльте получилась безысходность.

Фриш чувствовал себя раздавленным. За 11 следующих лет он не написал ни одной пьесы. В 1984-м он создал второй вариант «Биографии» — с меньшим числом персонажей и немного другим сюжетом — в надежде, что режиссеры не смогут ее слишком вольно интерпретировать. Первую же версию он и вовсе запретил показывать на сцене. Постановка театра «Человек» основана на варианте 1984 года.

6456.png


Минимализм и проверенная команда

Профессор этологии мечется между реальностью и альтернативной биографией практически на пустой сцене.

«Пространство у нас камерное, и оно не позволяет городить какие-то вавилоны на сцене. Все достаточно лаконично, я очень люблю минимализм», — говорит режиссер.

Над оформлением сцены работала народный художник России Маша Рыбасова, которую сам Скворцов называет художником-легендой. За плечами у нее — спектакли Reception и «Мораль пани Дульской» в Театре имени Моссовета, «Любовный напиток» в Театре имени Маяковского, работа со многими величайшими режиссерами. «Биография» — не первая постановка, которую она делает вместе со Скворцовым. До этого, например, была «Старшая сестра» в театре Et Cetera в 2014 году, а в 2018-м творческий тандем создал еще три спектакля, если не считать«Биографию» — это «Трамвай Желание» для Нижнего Тагила, «Пиковая дама» для Норильска и «Кроткие» для частного проекта режиссера «СкворцовТеатр».

За световую партитуру отвечает Сергей Скорнецкий, который в 2015 году получил «Золотую маску» как лучший художник по свету — за работу в постановке «Мера за меру» Театра имени А.С. Пушкина. Режиссер по пластике — Константин Мишин, имеющий внушительный опыт работы в зарубежных проектах. Он помогал делать спектакли в Германии, Японии, Франции, США. Вместе со Скворцовым работал над спектаклем «Орфей» (Et Cetera), а также над «Пиковой дамой» и «Кроткими».

Художником по костюмам стала Любовь Скорнецкая — пожалуй, единственный новичок в команде.

867.png


Как работали над постановкой 

Авто задумывал свое произведение как спектакль в спектакле. Точнее, репетицию: главный герой пытается смоделировать свою жизнь, просматривая детство, юность, взрослая жизнь напоминают сцены будущего спектакля или фильма. 

«У Макса Фриша действие происходит на некой репетиционной площадке. Но у нас все сложнее: мы перенесли все в загадочное, мистическое пространство, может быть, чистилище. Это где-то между жизнью и смертью», — говорит Владимир Скворцов. 

Для приглашенного исполнителя главной роли Анатолия Кота («Битва за Севастополь», «Домашний арест») участие в спектакле стало не только новым опытом, но и возможностью вновь поработать со Скворцовым. 

«Мы с ним познакомились во время работы над спектаклем “Мы, нижеподписавшиеся”, который репетировали и показывали в Нижнем Тагиле, — вспоминает Кот. — Общий язык мы нашли еще тогда. И я решил, что в дальнейшем любое предложение Володи буду рассматривать со знаком “плюс”. И когда я прочел “Биографию”, сильно загорелся, а когда узнал, кто мои партнеры, вообще никаких вопросов больше не возникало — я точно понял, что хочу принять участие в этой постановке».

Евгения Крюкова («Ключ от спальни», «О любви», «Анна Каренина») сыграла роль жены главного героя. Как и ее партнер по сцене, она впервые прочитала пьесу Фриша после приглашения режиссера.

1235.png

«Когда начинаешь читать произведение, ты вроде бы понимаешь, о чем оно. Но потом, во время разбора, открываются такие вещи, которые сразу и не замечаешь. Чем глубже погружаешься в историю, тем больше она для тебя открывается. Чем больше сил ты на нее тратишь, тем больше она тебе отдает», — рассказывает актриса.

Репетиции Крюкова вспоминает с удовольствием — говорит, что атмосфера была почти семейной. Режиссер давал артистам возможность предложить что-то свое, он рассматривал множественность трактовок той или иной фразы. За репетиционный период специально приглашенные для постановки Крюкова и Кот успели подружиться с Дмитрием Филипповым, Мурадином Хурановым и Антоном Шурцовым, которые входят в состав труппы театра «Человек».

«Премьера — это только начало нашего длинного интересного пути. Что-то обязательно будет меняться и уточняться, возможно, какие-то моменты в пьесе будут обыгрываться нами по-новому», — говорит он.