Boeing Business Jets — философия большой кабины
В этом месяце мы решили уделить внимание одному из главных игроков рынка деловой авиации, который производит, с одной стороны, одни из самых роскошных, а с другой, одни из самых популярных лайнеров. Речь, как вы поняли, идет о подразделении бизнес-авиации авиагиганта Boeing. Как бы ни спорили аналитики, но цифры есть цифры. BBJ — это обязательный атрибут глав крупнейших государств, владельцев транснациональных корпораций или просто очень состоятельных людей. Кстати, на постсоветском пространстве в настоящее время эксплуатируется 10% мирового парка BBJ (23 самолета), и в компании планируют увеличить эту цифру в среднесрочной перспективе. Но рассказ сейчас не об этом. Выдающиеся результаты двух последних лет более чем с двадцатью новыми заказами позволили Boeing Business Jets (BBJ) укрепить позиции по отношению к главному конкуренту — Airbus — на достаточно специфичном рынке бизнес-авиации. Редакция Top Flight решила не упускать возможность встретиться с капитаном Алексом Фекто (Alex Fecteau), который является директором по маркетингу Boeing Business Jets, и поговорить о деловом подразделении авиационного гиганта.
Алекс Фекто, директор по маркетингу Boeing Business Jets.
Г-н Фекто, расскажите, пожалуйста, о рынке, на котором вы присутствуете.
В сегменте крупных частных самолетов компания Boeing, а именно ее филиал BBJ, занимает около 70% рынка, причем 60% рынка узкофюзеляжных воздушных судов приходится на долю семейства 737. Если быть точным, в этом сегменте существует три типа клиентов: частные лица и компании, чартерные операторы и правительства. 50% продаж производится напрямую частным лицам или компаниям, которые приобретают судно для долгосрочной эксплуатации, стремясь при этом сохранить высокую остаточную стоимость для возможной перепродажи. Они используют самолеты для личных и профессиональных нужд. Еще 30% спроса обеспечивают чартерные операторы, которые используют бизнес-джеты для рейсов по востребованию. Для этих целей существуют специальные суда, например Deer Jet или Crystal AirCruises. Последние 20% продаж приходятся на долю правительств разных стран. В этом плане 2017–2018 годы оказались особенно успешными для нас: нам удалось продать 12 самолетов различным государствам. В текущем году мы уже передали два BBJ главам Польши и Нидерландов, также началась эксплуатация BBJ 777 правительством Японии.
Чем обусловлен ваш успех в сравнении с конкурентами?
Несколькими факторами, начиная с широкого ассортимента — от узкофюзеляжного BBJ MAX 7, 747-8 и до нашей последней модели — 787. Большой выбор самолетов с различными объемами кабины дает нашим клиентам возможность подобрать судно под их конкретные нужды. Другие факторы, несомненно, включают надежность и коэффициент готовности, который составляет 99,9%, а также нашу способность удовлетворять потребности клиентов в обслуживании лайнеров, где бы они ни находились. Для этого к оператору BBJ приписывают пять инженеров. Тесное сотрудничество с Boeing приносит нашим клиентам прибыль. Это относится как к приобретению коммерческих судов, так и к возможности использования ресурсов компании в любой точке мира, что является большим преимуществом по сравнению с небольшими бизнес-джетами. На мой взгляд, именно эти факторы определяют наш успех. Что касается главного конкурента — Airbus, — сложно сказать, что готовит нам будущее. Но если бы мне нужно было сравнить нашу продукцию с продукцией конкурента, я бы назвал наши джеты намного более автономными в плане дальности перелета, с меньшей высотой в кабине. Особенно это касается Boeing 787 — эталона в этом плане. Он был разработан с учетом углубленных исследований на соответствующую тематику с целью улучшения комфорта пассажиров.
Вы очень активны на рынке подержанных судов, в частности, помогаете вашим клиентам с перепродажей. Расскажите об этом подробнее.
Мы действительно активно работаем на вторичном рынке. Для этого у нас есть специализированный отдел. Нам надо иметь представление о продажах и жизненном цикле наших судов. Таким образом, мы поддерживаем определенную стабильность и в отношении количества судов на вторичном рынке, и в плане остаточной стоимости самолетов, реализуемых нашими клиентами. Нам важно поддерживать клиентов в процессе перепродажи, особенно если они приобретают новую модель. Остаточная стоимость наших самолетов, как правило, высока, поскольку они были изначально предназначены для коммерческой авиации и насчитывают намного меньше циклов и летных часов, чем самолеты, эксплуатируемые авиакомпаниями. Неудивительно, что линейка BBJ обладает большим потенциалом на вторичном рынке. Пятнадцатилетний BBJ сохраняет высокую остаточную стоимость, не требуя при этом больших эксплуатационных расходов в сравнении с другими популярными моделями, такими как G650 или Global 7500. Это объясняется взаимосвязью наших судов и коммерческих самолетов, которые были разработаны для достижения определенных показателей эффективности с точки зрения двигателя.
По нашим оценкам, стоимость летного часа BBJ MAX составляет порядка 7000 долларов, что вполне сравнимо с Gulfstream, Global и Falcon с той лишь разницей, что наше узкофюзеляжное судно может разместить на борту в два раза больше пассажиров, чем указанные лайнеры.
Каков прогноз по рынку на ближайшие пять лет?
Это довольно сложный вопрос, поскольку в игру вступают многие факторы, включая экономическую нестабильность. Однако мы достаточно уверены, что рынок обладает определенным потенциалом роста. Учитывая растущую потребность людей в перемещении и естественную замену текущего
парка в среднесрочной перспективе, прогноз на ближайшие десять лет можно назвать благоприятным. Лично я считаю, что в ближайшие пять лет мы сможем продавать семь-десять самолетов в год.
Можете ли вы сообщить актуальную информацию о заказах?
2017 и 2018 годы определенно стали лучшими с 2008-го — мы получили почти 20 заказов. Сейчас работаем над 20 заказами BBJ MAX, которые распределяются следующим образом: четыре BBJ MAX 7, тринадцать BBJ MAX 8 и три BBJ MAX 9.
Планируете ли вы разработать центр оборудования салонов, как Airbus Corporate Jet Centre?
Мы не планируем создавать такой центр в среднесрочной перспективе, поскольку считаем, что этот сектор должен существовать отдельно от производителя. В большинстве случаев мы поставляем суда в так называемой зеленой конфигурации, то есть без оснащения салона. Многие клиенты прибегают к услугам собственного дизайнера, который также отвечает за их дома и яхты. Тем не менее у нас есть специализированная группа, которая сопровождает процесс проектирования кабины и установки интерьера, чтобы удостовериться, что дизайн салона не скажется на производительности и надежности самолета. Если же у клиента нет собственного дизайнера или он хочет получить полностью готовый к полету джет под ключ, мы можем предложить ему несколько студий на выбор, например, Jacques Pierrejean или Alberto Pinto. В то же время мы помогаем найти подходящий центр, который занимается оснащением салонов и сотрудничает с Boeing.
Назовите самую популярную модель семейства Boeing Business Jets.
737 BBJ, несомненно, является самым продаваемым бизнес-джетом: с момента создания Boeing Business Jets нам удалось реализовать 160 судов. На текущий момент самым популярным является BBJ MAX 8, в первую очередь из-за его летных качеств. Новые законцовки и новые двигатели CFM LEAP-1B обеспечивают дальность полета 12 300 км, при этом уровень потребления топлива снизился на 14% по сравнению с предшественником этого лайнера.
Расскажите, пожалуйста, о новой бизнес-версии BBJ 777Х.
Да, в конце прошлого года Boeing объявил о запуске бизнес-версии нового широкофюзеляжного лайнера BBJ 777X. Самолет по дальности полета превзойдет любых конкурентов и сможет связать беспосадочным рейсом любые два города на планете. Речь идет о двух модификациях — BBJ 777-8 будет преодолевать 21 570 км, а BBJ 777-9 сможет без посадки преодолеть расстояние в 20 370 км. Меньшую дальность полета в Boeing обещают компенсировать более вместительным салоном. Отличительной чертой 777X по сравнению с существующими 777 является его составное крыло четвертого поколения со складными концами крыльев. Вместо применения вертикальных законцовок был увеличен размах крыла до 72 метров — на 11 метров больше, чем у текущего крыла. Тем самым улучшаются взлетные характеристики, уменьшается потребная тяга и увеличивается крейсерская высота полета.
А уже в декабре прошлого года Jet Aviation представила новую концепцию пассажирского салона самолета Boeing BBJ 777X. Новый дизайн Jet Aviation, названный компанией Shaheen, что значит «белый королевский сокол», представляет собой элегантное сочетание современных и классических элементов. Дизайн-студия компании Jet Aviation, расположенная в Базеле, стала партнером Boeing Business Jets по продвижению нового широкофюзеляжного самолета BBJ 777X. В концепции внутреннего дизайна BBJ 777X разумно использовано преимущество большого пространства: зоны отдыха, кинотеатр, конференц-зал, отдельные помещения для работы, три спальни для гостей и апартаменты для хозяина, включающие собственную зону отдыха, роскошную спальню, просторную ванную комнату/уборную и очень большую душевую с хаммамом. Как и многие современные дома, дизайн сочетает современные и традиционные элементы, контраст которых передается различными цветами, материалами и общей дизайнерской целью. Это подчеркивают чрезвычайно детализированные, очень светлые потолки и боковые стены, украшенные узорами и традиционной отделкой, которым противопоставляется более темный пол с узором, повторяющим потолочный, но с инкрустацией по дереву. Баланс светлых стен и перегородок дополняется минималистической, но разноцветной мебелью с изящными деталями, такими как гравировка и вставки из цветочной ткани. Художественное оформление — кролик из воздушных шаров Джеффа Кунса на передней колонне зала для обедов и разбитое зеркало Матиаса Кисса в передней комнате отдыха для хозяина — придает интерьеру некоторую непринужденность. Результат — продуманное расположение непринужденной и целостной комбинации форм, узоров, цветов, которые и воплощают нашу уникальную концепцию.
В дополнение к таким аспектам, как оптимизация веса и пространства благодаря применению оптического волокна и технологии интегрированной мебели, мы воплотили такие перспективные концепции, как интеллектуальная цифровая светодиодная подсветка всего салона, технологии ОСИД и умное стекло на всех панелях остекления, что позволяет затемнять окна, при этом появляются виртуальные изображения занавесок или штор.
Наше видение — эти и другие передовые решения в области функциональности можно будет встретить в салонах самолетов в будущем, включая управление жестами или голосовое, что обеспечивает повышенное качество обслуживания клиента.