Post

Господдержка инвестиций

Новая реальность, обусловленная пандемией, повлекла за собой снижение инвестиционной активности. Именно поэтому запуск нового инвестиционного цикла и комплексные меры по стимулированию инвестиций рассматриваются Общенациональным планом восстановления экономики РФ (Национальный план) как один из приоритетов. Восстановление экономики предполагается за счет увеличения объема крупных частных инвестиций при снижении госвложений. В этом контексте ключевым является вопрос утверждения и последующей настройки нормативной базы, в первую очередь предоставления инвесторам гарантий, обеспечивающих их уверенность в стабильности регулирования. Существенное значение имеет и формализация государственного субсидирования инвестиционных проектов, включая налоговые льготы.

В течение 2020 года правительством были приняты основные подзаконные акты, направленные на фактический запуск новых инструментов стимулирования инвестиций: соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) и специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Таким образом, формальных препятствий для реализации проектов на основе любой из платформ на сегодняшний день нет.


СПИК

Специнвестконтракты — прежде всего инструмент промышленной политики. Механизм СПИК не является новым — на его основе реализуется 45 инвестиционных проектов. По итогам длительных обсуждений в 2019 го­ду концепция СПИК была пересмотрена. Обновленный механизм (СПИК 2.0) предполагает смещение акцента в пользу используемой технологии — ее соответствия мировому уровню; значение имеют и качественные характеристики производимой на основе такой технологии продукции. В правительственный перечень современ­ных технологий включается не конкретная модель, а именно технология и характеристики продукции. Отсутствие используемой технологии в перечне создает формальные препятствия для реализации проекта на платформе СПИК. Бизнес может предложить дополнить перечень, если предложение имеет объективное подтверждение.

В рамках СПИК 2.0 отказались от минимального порога инвестиций (ранее — 750 млн руб.), что позволяет масштабировать данный инструмент и на относительно небольшие по объему инвестиций, но значимые проекты.

Ранее специнвестконтракты заключались в заявительном порядке, а итоговое решение принимала межведомственная комиссия. Такой порядок часто подвергался критике как недостаточно прозрачный. В рамках СПИК 2.0 приоритет за конкурсной процедурой его заключения. Скорее всего случаи заключения СПИК с единственным заявителем не будут редкими. Например, новый порядок предусматривает предварительное согласование места производства, что скорее всего ограничит круг потенциальных интересантов в силу влияния места производства на показатели проекта.

Интересна и возможность признания победителями конкурсного отбора нескольких его участников. Следует отметить ее потенциал в целях стимулирования проектов в отдельно взятой отрасли промышленности или группы проектов (например, производство композитных материалов).

На федеральном уровне предоставляются налоговые льготы, в том числе по налогу на прибыль. Региональным законодательством могут предусматриваться дополнительные льготы, как наиболее значимые — льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль, также участникам СПИК могут предоставляться субсидии.


СЗПК

По своей сути СЗПК предполагает предоставление гарантий неизменности регуляторного режима реализации проекта на весь срок его реализации, а также возмещение затрат инвестора на инфраструктуры.

Сфера применения у СЗПК значительно шире СПИК. В текущих реалиях СЗПК рассматривается как ключевое частно-правовое соглашение между государством и инвестором. А его применение, в отличие от СПИК, не ограничено производством промышленной продукции. За отдельными исключениями СЗПК может быть заключено в отношении крупных инвестиционных проектов практически во всех отраслях экономики. Прямо поименованы проекты в области транспортной инфраструктуры, производства СПГ, проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, цифровой экономики, экологии и сельского хозяйства.

Применимость СЗПК в отношении проектов в области промышленного производства позволяет рассматривать его в качестве альтернативы СПИК, в отличие от которого заключение СЗПК не обусловлено использованием современной технологиии из правительственного перечня. Именно такая универсальность СЗПК востребована бизнесом, о чем свидетельствуют уже заключенные СЗПК: в декабре 2020 года были подписаны девять пилотных соглашений с обширным отраслевым и географическим охватом проектов.

СЗПК может быть заключено вне конкурса, в порядке частной инициативы. Государственная поддержка предоставляется в зависимости от выполнения поро­говых значений капиталовложений, законом предусмотрена их прогрессивная шкала.

Действующее регулирование не лишено ограничений. Наиболее значимое — в состав капиталовложений не включаются заемные и кредитные средства. В современных реалиях необходимо либо исключение данных ограничений, либо снижение порогов капиталовложений для предоставления господдержки. Предположительно правительством будет выбран второй вариант, и заемные средства не будут отнесены в состав капиталовложений.

В рамках СЗПК допускается возмещение затрат на сопутствующую или обеспечивающую инфраструктуру, необходимую для реализации проекта. Механизм возмещения значительно растянут во времени — возмещение гарантировано по итогу инвестиционной стадии. В этом контексте замену субсидирования налоговым вычетом посредством снижения налоговых отчислений можно рассматривать как сбалансированное решение.

В ближайшее время ожидается значительная доработка регулирования СЗПК, идет обсуждение изменений. При этом анонсируемые Правительством сроки изменения правового режима довольно оптимистичны. Учитывая опыт разработки закона о СЗПК, можно ожидать, что согласование подходов между властью и бизнесом, а также настройка нормативной базы займут значительную часть 2021 года. Требует решения и вопрос с обратной силой изменений, улучшающих положение бизнеса по уже реализуемым в рамках СЗПК проектам.


* * *

Оба рассмотренных механизма предоставляют гарантии стабильности регулирования при реализации проектов. С учетом планируемой донастройки регули­рования СЗПК может оказаться более универсальным реше­нием. В то же время итоговый выбор между СПИК и СЗПК будет зависеть от специфики проекта и объема льгот, в том числе пре­доставляемых на региональном уровне.