Post

Аэрофобия: история о преодолении страха

Как я научилась наслаждаться полетом и избавилась от аэрофобии. Я обожаю путешествовать, люблю летать по делам, стремлюсь развивать свой бизнес. Без частых перелетов моя жизнь немыслима. И при этом больше десяти лет моим попутчиком в каждом полете был леденящий ужас. 

Начиналось все абсолютно безоблачно. Когда я впервые в жизни села в самолет и за несколько часов перенеслась из холодного и серого родного города к теплому бирюзовому морю, то испытала эйфорию. Помню, как парила над облаками и думала: зачем люди вообще ездят на поездах, неужели им не жалко тратить драгоценные часы и дни своей жизни на то, чтобы трястись в тесном вагоне, если можно взлететь, словно птица, и почти мгновенно оказаться на другом конце страны или планеты? 

Мне было 12. Я посмеивалась над своей мамой, которая в самолете бледнела и чуть не плакала. Я ее спрашивала: «Мама, неужели ты серьезно? Как можно бояться летать? Это же так классно, посмотри в иллюминатор!» Мама моего восторга не разделяла, а я не могла себе представить, что когда-то сама начну впадать в панику при одном виде самолета. 

Прошло еще 12 лет, я родила сына и отправилась на Канары восстановить силы. Ничто не предвещало такого поворота сюжета, но во время полета меня как молнией ударила мысль, а что будет с сыном, если вдруг. Паника, ужас, животный страх, слезы на каждой воздушной кочке стали моими постоянными спутниками на долгие годы. Самовнушение, уговоры, разумные аргументы и статистика не помогали. Работали только стакан виски перед полетом, еще стакан в полете и обязательная порция перед посадкой. Но, так как пить мне неприятно и вредно, я искала другое решение и в итоге нашла его. 

Избавление от страха началось с фразы Владимира Познера, которую он обронил как-то на лекции (я была его студенткой). Он рассказывал про свою аэрофобию и то, как осознал: либо я буду бояться и упускать возможности или страдать, либо я выбираю быть свободным и активным — выбираю яркую жизнь, новые впечатления и возможности, свободу передвижения и драйв. Меня это не избавило от фобии мгновенно, но заставило искать выход из клетки страха. Я поняла, что не хочу позволить необоснованному, нелогичному и глупому комплексу отравить мне радость от путешествий и удовольствие от моей насыщенной жизни.

Боязнь полетов — психологическое расстройство, от которого в той или иной степени страдает чуть ли не 30% населения земного шара. Около 10% людей ни разу не летали на самолете именно из-за сильного страха. Я не хотела оставаться в их числе. 

Сейчас я наслаждаюсь полетами, люблю смотреть в иллюминатор и мечтать, разглядывая облака. Хотя время от времени призрак страха мелькает и мне приходится восстанавливать баланс, но для этого у меня есть несколько проверенных средств.

Больше всего мне помогла одна психологическая методика и одна книга, которой я  хочу поделиться. Техника преодоления фобий, которую я прошла у гениального детского психолога Юлии Борисовны Гипенрейтер. Пытаться описать технику великого тренера — дело неблагодарное, но я попытаюсь, хотя без профессионала самостоятельно этот тренинг не пройти.

Представьте, что вы в кинозале в первом ряду смотрите фильм. Это фильм о лучших моментах вашей жизни вперемежку с фрагментами о ваших перелетах и страхе. Суть в том, чтобы положительные моменты приблизить и сделать более яркими, а воспоминания о полетах перевести в ч/б и смотреть из будки кинооператора. Звучит забавно, но эффект потрясающий. После этого тренинга я впервые долетела до Мальдив трезвой, а затем такой же трезвой, без успокоительных и паники впервые в жизни совершила полет на гидроплане. Если бы не тренинг — я бы в этот гидроплан не смогла даже зайти. 

Второй значительный успех в деле победы над аэрофобией — книга Алана Карра «Легкий способ наслаждаться авиаперелетами». Она тоненькая и легкая, просто прочитайте ее с доверием, она работает. 

И еще один важный ресурс в деле избавления от любых страхов — это вера. Я всю жизнь была верующим человеком, но только когда я научилась смиряться и принимать Божью волю, только тогда, когда я осознала, что ни один волос не упадет с головы человека без воли Его — именно тогда я начала воспринимать все происходящее и на земле, и в небе со спокойствием. Когда-то я поделилась со священником, что боюсь летать, и он предложил мне задуматься об истинной сути страха, поискать причину в своих привычках руководить всеми процессами и событиями в жизни. Я ответила, что так и есть, мне особенно страшно оттого, что в самолете я полностью завишу от профессионализма пилота и состояния техники и ничего не контролирую. Батюшка усмехнулся: «А на земле, как тебе кажется, ты хоть что-то контролируешь?» Эта фраза мгновенно стерла воображаемую грань между землей и небом, ведь действительно, мы везде — пассажиры, какими бы великими себе ни казались. 

После того, как страх полета был побежден, я почувствовала себя ребенком, который после кошмарной ночи, когда ему в каждом углу комнаты мерещились чудовища, утром открывает глаза и видит залитую солнцем уютную спальню. И понимает, что та устрашающая фигура в углу была знакомым с детства плюшевым мишкой, а гигантский динозавр оказался всего лишь тенью от фикуса. 

И тут наступил новый этап: я решила извлечь пользу из своего побежденного и уже «не страшного страха». Как нас на тренинге учили, что каждый страх имеет свою полезную охранительную функцию. И есть смысл аккуратно выделить ценные ингредиенты страха, поставив их на службу вашему благополучию. Например, одной из составляющих паники у меня была мысль о том, что мои дети и родители могут остаться без средств к существованию. Именно в полете я осознавала, что у них нет никакой страховки или защиты на подобный случай. Именно в полете я приняла решение о том, чтобы грамотно решить этот вопрос в спокойной обстановке, без суеты. Чтобы не вышло, как у одного моего знакомого, который скрывал от всех, включая жену, номера своих швейцарских счетов. Однажды ему показалось, что его самолет падает и он, осознав, что его капитал достанется постороннему банку, а не троим детям, отправил жене сообщение со всей информацией, паролями и явками. Самолет не упал. А вот информированность жены о счетах значительно укрепила их брак на долгие годы. Я не говорю, что это плохо, я лишь призываю использовать момент, когда мы думаем о бренности и хрупкости жизни именно для того, чтобы проанализировать и записать все идеи, как привести свои дела в порядок, не надеясь на авось и собственное бессмертие. Кстати, во время переплетов этого лета я задумалась, почему бы мне не  застраховать свою жизнь? Из любого лимона надо пытаться сделать лимонад.

Этот текст я дописывала в самолете из Майами в Нью-Йорк и вдруг он попал в зону турбулентности. Когда трясет, я больше не вцепляюсь в подлокотники и не присматриваюсь к лицам стюардесс, пытаясь по ним определить уровень опасности, как раньше. Я смотрю в окно и у меня обычно две мысли. Первая — Господи, спасибо за мою жизнь, я благодарна за все. И вторая мысль — о любимых людях. Спасибо за них, ради этого стоило жить. 

P.S.: Кстати, приземлившись, позвоните тому, о ком вы думали, проваливаясь в воздушные ямы. Потому что именно с этим человеком надо быть вместе на земле.