Post

Самые необычные музеи мира

«Дайте мне музей, и я заполню его», — сказал Пабло Пикассо. И последователей этого принципа в мировом музейном деле немало, причем порой весьма смелых и экстравагантных. В ХХ веке между словами «музей» и «искусство» окончательно утратился знак равенства — в галереи мы теперь приходим не только ради восхищения, но и чтобы удивиться, рассмеяться, испугаться. О самых странных и неожиданных музеях в мире читайте в обзоре Top Flight.


museo.jpg

Подводный художественный музей

Museo Subacuático de Arte

Где: Канкун, Мексика

Этот экзотический и самый большой в мире подводный музей находится на дне Карибского моря, между побережьем Канкуна в районе Пунта-Низук и островом Исла-Мухерес. Его экспозицию составляют около пятисот каменных фигур людей, созданных в натуральную величину современным британским скульптором Джейсоном Декайресом Тейлором. Музей был официально открыт в 2011 году, а первые скульптуры установлены в 2009-м.

Экспонаты можно осматривать, плавая с маской или ныряя с аквалангом. Скульптуры из прочного цемента и нержавеющей стали, установленные на территории площадью 420 м2, очень реалистичны: художник создавал их с реальных моделей разных возрастов и национальностей. Для участия в кастинге он пригласил более 90 жителей соседней рыбацкой деревни Пуэрто-Морелос, а потому каждый каменный человек уникален, со своей внешностью, выражением лица, определенной позой. Однако эстетика — лишь одна из целей этого музея; вторая, по мнению его создателя, более важная, — экологическая. Экспозиция спроектирована таким образом, чтобы стать платформой для образования новой биосферы — кораллов, которые, в свою очередь, привлекают разнообразных морских животных. Так что экспозиция музея постоянно обновляется, но уже естественным путем.

Музей делится на две галереи: Salon Machones, расположенный на глубине восемь метров и доступный как дайверам, так и тем, кто предпочитает сноркелинг, и Salon Nizuc на глубине четыре метра, в который пускают только с маской. Один из самых знаменитых экспонатов — композиция «Безмолвная эволюция» общим весом 120 тонн, состоящая более чем из 400 статуй.

MUSA-museo-subacuatico-de-arte-2.jpg

Onderwater-museum-cancun-mexico.jpg


Морской парк Канкуна — одно из самых посещаемых мест в Мировом океане. Являющийся частью знаменитого Мезоамериканского барьерного рифа, а потому чрезвычайно популярный у дайверов и любителей сноркелинга, он ежегодно принимает более 750 000 туристов, что создает колоссальное давление на природные ресурсы. Теперь же часть посетителей акватории отправляется в Подводный музей — и природа может немного отдохнуть. Кроме того, бывшая лишенная растительности территория музея за время его существования уже успела обрасти двумя тысячами молодых кораллов.

Подводный художественный музей — второй и самый большой проект Джейсона Декайреса Тейлора, который, будучи профессиональным дайвером, не смог остаться равнодушным к судьбе Мирового океана. Первый подводный парк появился в Гренаде в 2006 году, а после Канкуна скульптор установил подводные скульптуры на Багамах, острове Лансароте и в Индонезии. «Я назвал это музеем по простой причине. Каждый день мы вычерпываем, загрязняем и лишаем рыбы наши океаны, в то время как музеи — это места для сохранения, образования, воспитания. В них мы храним то, что нам дорого. Наши океаны — это священно», — говорит Тейлор.

Туры в музей организуют от Пунта-Низук и причала Альбатрос.


ernest-hemingway-home-in-key-west-florida-top.jpg

Дом-музей Эрнеста Хемингуэя

Ernest Hemingway Home and Museum

Где: Ки-Уэст, США

Прибрежный городок Ки-Уэст, который сегодня называют раем для богатых хиппи, прославил на весь мир Эрнест Хемингуэй, поселившийся в нем с женой Паулин в 1928 году после возвращения из Парижа. Город был выбран почти случайно: сюда должны были доставить заказанный дядей Паулин новый автомобиль Ford Roadster, однако дилер задерживал доставку, и писатель, в то время работавший над романом «Прощай, оружие!», решил задержаться в Ки-Уэсте на три недели, в течение которых — к всеобщему удивлению — закончил произведение. Вскоре чета обзавелась новыми друзьями, которые увлекли Хемингуэя глубоководной рыбалкой, и классик американской литературы решил выбрать Ки-Уэст постоянным местом жительства. В 1931 году дядя Паулин купил молодым двухэтажный дом на улице Whitehead. Этот красивый особняк в испанском колониальном стиле был построен в 1851 году и на момент покупки находился в довольно плачевном состоянии, однако писатель с женой тщательно его отреставрировали, превратив в настоящее национальное достояние, которое сегодня бережно хранит мебель, личные вещи, фотографии и рукописи писателя.

Однако музей будет интересен даже тем, кто не читал ни одного романа нобелевского лауреата: самые необычные экспонаты здесь — живые коты. Когда-то в этом доме жила белая кошка по имени Белоснежка, подаренная писателю капитаном корабля. У животного была редкая генная мутация — полидактилия, из-за которой на передних лапах вместо пяти пальцев шесть. Такие шестипалые «кошки в варежках» (из-за отдельно торчащего шестого пальца кажется, будто у них на лапках надеты варежки) служили для моряков символом удачи. Их часто держали на кораблях, поскольку считалось, что благодаря необычному строению лапы они лучше держат баланс при качке и искуснее ловят мышей. Сегодня в особняке обитает от 40 до 50 потомков Белоснежки, многим из которых передались ее гены. Хвостатые «экспонаты» свободно перемещаются по дому и саду, а местные экскурсоводы в шутку награждают их именами знаменитостей, некогда бывавших в этом доме на светских раутах.


front.jpg

Галерея мини-бутылок

Mini Bottle Gallery

Где: Осло, Норвегия

Самый большой в мире музей самых маленьких бутылок: не правда ли, звучит немного странно? Между тем его создатели подошли к делу с большим энтузиазмом и чувством юмора: на трех этажах музея развернулся целый маленький мир — в общей сложности 53 000 бутылок, из которых напоказ выставляются 12 500, а еще 40 500 хранятся в специальном подвале. Бутылочки со всех концов света не просто пылятся на полках, а составляют 50 тематических инсталляций — милых и причудливых, веселых и странных. Например, на первом этаже можно видеть большой пятиметровый аквариум, в котором покоится затопленный мир мини-бутылочек. Здесь есть ни много ни мало бутылочная версия Вселенной, а также свой «Зал славы» — отдельная секция с бутылками, подаренными музею разными знаменитостями.

Любопытно, что среди экспонатов не только канонические бутылки-шоты с алкогольными напитками, но и, например, с ягодами или фруктами, а некоторые вообще наполнены весьма неожиданными субстанциями — червячками, мышами... Кстати, здесь есть отдельная комната ужасов для детей.

По экспозиции проводят экскурсии с гидом, которые длятся 45 минут и начинаются с бокала игристого, но, вполне возможно, по дороге вам предложат осушить еще бутылочку-другую. Разумеется, в таком месте категорически не могло обойтись без мини-бара — здесь таковой служит заодно и рестораном. Для широкой публики музей открыт по субботам и воскресеньям, но по предварительной заявке могут организовать экскурсию и в будний день, причем независимо от того, собираетесь вы здесь пообедать или нет. Кроме того, в галерее есть несколько комнат и башня, в которых можно провести небольшие тематические корпоративные мероприятия или частные торжества — организуют даже свадьбу!


63f7e0a3-dbbd-41d7-bbc0-8b277de81c5f.jpeg

Музей Палаццо Поджи

Museo di Palazzo Poggi

Где: Болонья, Италия

Этот музей сочетает в себе и красоту классического итальянского дворца, и познавательность редких экспонатов, посвященных естественным наукам. Дворец, построенный между 1549 и 1560 годами, принадлежал болонскому аристократу и будущему кардиналу Джованни Поджи. Авторство проекта приписывают известному болонскому архитектору Бартоломео Тасси, а удивительные фрески, украшающие все без исключения потолки здания, принадлежат кисти другого прославленного болонца — Пеллегрино Тибальди.

Однако красота этого здания всегда шла в ногу с практической пользой: в 1714 году оно было отдано Болонской академии наук, являвшейся частью знаменитого Болонского университета и считавшейся эталонным учебным заведением в Европе в эпоху Просвещения. Именно в это время создаются основные коллекции музея, объединяющие открытия и достижения в области астрономии и естественной истории. Во время наполеоновского завоевания экспонаты академии разошлись по различным факультетам университета, и лишь в конце прошлого века их было решено вернуть в историческое здание и объединить в одном музее.

4d7166871803bf150094c6598ef40551.jpg

Сегодня музейный комплекс Палаццо Поджи включает в общей сложности 13 экспозиций: «Естественная история», основу которой составляет коллекция минералов, окаменелых растений и животных, собранная итальянским натуралистом Улиссе Альдрованди во время путешествий по миру, «Физика и химия» с изысканиями в области оптики и электрической физики, «Военная архитектура», «Библиотека» с множеством редких старинных фолиантов, «География и навигационная наука», в которой можно увидеть множество оригиналов старинных карт и проследить, как менялась политическая география в XVI–XIX веках, самая необычная экспозиция «Анатомия и акушерство» и другие. 

В старинных шкафах, контрастируя с библейскими сюжетами потолочных ренессансных фресок, хранятся восковые анатомические модели, в том числе коллекция эмбрионов разного возраста в различном положении в утробе матери с подробным медицинским описанием возможных осложнений при родах. Просвещенный XVIII век покончил с практикой повитух и дал начало науке об акушерстве — и экспозиция Палаццо Поджи, наверное, одна из самых исчерпывающих в мире на эту тему.


haw-par-villa-noise-invasion.jpg

Хо Пар Вилла

Haw Par Villa

Где: Сингапур

Автору этих строк за много лет путешествий по миру приходилось бывать в очень странных местах, но Haw Par Villa, наверное, можно назвать самым шокирующим на свете музеем под открытым небом. По сути, он представляет собой тематический парк, но только без аттракционов — впрочем, по сравнению со здешней остротой ощущений меркнут любые американские горки с мертвой петлей.

Парк был построен в 1937 году братьями Ау Бун Хо и Ау Бун Пар. Бирманские китайцы, в 1935 году эмигрировавшие в Сингапур, вошли в историю как создатели и производители популярного в Азии ароматического «Тигрового бальзама», который помогает от болей в мышцах и суставах, головной боли, насморка и прочих недугов (как некогда популярная в России вьетнамская «Звездочка»). Экспозиция парка — более тысячи раскрашенных гипсовых статуй и полторы сотни больших диорам, изображающих сцены из китайской мифологии и истории, причем вплоть до времени создания парка. Поэтому тем, кто в этой теме не силен, лучше всего прийти сюда с гидом-китаистом.

IMG_7744.jpg

Пикантность в том, что большинство сюжетов повествует о человеческих пороках и наказаниях, которые ждут грешников в загробном мире. И вот тут со всей своей азиатской метафоричностью и изощренностью художники не стеснялись в изображении телесных мук несчастных, не жалели красной краски и не избегали шокирующего физиологизма. По сравнению с ними ужасы инквизиции кажутся просто детским лепетом — хотя, конечно, авторам не откажешь в чувстве юмора, но опять-таки довольно мрачном. Любопытно, что сами создатели Haw Par Villa предстают перед посетителями в образе двух здоровенных атлетов — судя по всему, безгрешных, ибо печальная участь остальных здешних персонажей их явно миновала.

Все это, конечно, не может не оставлять главного вопроса: зачем в XX веке нужно было создавать подобное обилие «сцен, содержащих насилие»? Чтобы ответить на него, надо знать историю Сингапура. В 30-х годах прошлого века это все еще была страна третьего мира, которая, отчаянно борясь с собственными пороками, за какие-то полвека вырвалась в лидеры. Не будем утверждать, что заслуги Haw Par Villa в этом деле можно сравнить с усилиями создателя города-государства Ли Куан Ю, но, как рассказал мне один знакомый 30-летний сингапурец, в школе его поколение детей водили в этот музей с воспитательными целями. Судя по уровню коррупции и насилия в стране, которые близятся к нулю, это помогло.


rabstol_net_spain_09.jpg

Дом Бальо

Casa Batlló

Где: Барселона, Испания

Этот причудливый жилой дом на знаменитой улице Пасео-де-Грасия в районе Эшампле, ставший ныне музеем, был построен в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса. Через 27 лет владелец решил снести его, чтобы построить на этом месте новый дом, и поручил проект Антонио Гауди. Однако знаменитый архитектор поступил иначе и сохранил структуру здания, но спроектировал два новых фасада (внешний и внутренний), перестроил нижний этаж и бельэтаж, пристроил мансарду и ступенчатую террасу на крыше.

Искусствоведы считают, что с Дома Бальо начался новый этап в творчестве Гауди: архитектор стал проектировать, руководствуясь лишь собственными пластическими идеями и не учитывая опыт известных архитектурных стилей.

здания-гауди.jpg

Над символикой главного фасада здания критики спорят до сих пор. Большинство сходится во мнении, что Гауди изобразил фигуру гигантского дракона — персонажа, который являлся для него важным и любимым. Башенку с крестом в этом контексте можно интерпретировать как меч Святого Георгия, покровителя Каталонии, вонзенный в спину дракона — символ победы добра над злом. Кости и черепа, которыми изобилуют фасады здания, символизируют останки жертв сказочного чудовища.

Несмотря на в общем оптимистичную повестку, музей оставляет странное чувство — кажется, будто все наши привычные представления об архитектуре внутри него меняют свое физическое состояние — разжижаются, вслед за интерьерами Бальо утрачивая острые углы и прямые линии. Расхожее определение «космос» в этом доме приобретает более буквальный смысл, ибо само ощущение гравитации визуально нарушается. Это интересный и необычный опыт, однако желающих постоянно жить в такой экзотической обстановке после смерти жены владельца в 1940 году не нашлось. До того, как стали музеем, помещения дома сдавались под офисы, сейчас их также можно арендовать в качестве площадки для мероприятий.