Post

Морис Хеннесси: "Я простой парень из провинции Коньяк"

Морис Хеннесси, всемирный бренд-амбассадор коньячного дома Hennessy, рассказал о традициях семьи, о своей роли в компании и о том, как совмещать любовь к классической музыке и американскому рэпу.


Вам наверняка часто задают этот вопрос: вы представитель восьмого поколения семейства Хеннесси — что это значит для вас? Испытывают ли давление вашего семейного имени люди, с которыми вы встречаетесь?

Когда у вашей семьи за плечами 252 года непрерывного существования фамильной марки, разумеется, это много значит. Возможно, кто-то испытывает беспокойство во время нашего общения. Президент Hennessy — такая же рабочая лошадка, как любой другой человек из нашей компании. Если я говорю, что мне что-то не нравится, значит, мне просто это не нравится (смеется).

Что вдохновило вас, вызвало интерес к семейному бизнесу? Как вы начинали?

Считаю, что это вопрос случая. Мой отец — физик-ядерщик — не был заинтересован в том, чтобы я работал в семейной сфере, и я сам начал формировать свою идеальную карьеру. Мое образование предполагало стажировку в Лас-Вегасе, но уже тогда мне было интереснее получить опыт в парижской дистрибьюторской компании. Именно там я постигал искусство продаж и маркетинга, распространения, доставки, установления цен в супермаркетах — по сути, я занимался базовой работой! Дистрибьютор Hennessy был мною крайне доволен. Потом наступил мой африканский период. Но перед моим отъездом в Африку в 1973 году мне сказали: «Когда ты вернешься, у тебя будет работа в Hennessy». Так я и начал.

Теперь вы главный амбассадор мирового бренда. Какова философия этого бизнеса? Отличается ли он от других сфер предпринимательства? 

Философия — это слишком сильно сказано! Я просто выполняю свою работу. Дело Hennessy — это встречаться с клиентами и потребителями, рассказывать им о нашем коньяке, о технологии его производства и знать их в лицо. Это не как с Coca-Cola, где каждый друг другу никто. Мне посчастливилось представлять Hennessy для мира в восьмом поколении, и я должен держать марку, чтобы бренд и дальше интересовал людей. Мне чрезвычайно лестно было услышать, как на конференции, проходившей в рамках моего турне по Дальнему Востоку, участники — банкиры и бизнесмены — говорили о том, насколько эффективно мы работаем уже восемь поколений и что мы еще существуем! 

Фактически вы одними из первых в Европе создали свой family office, чтобы сохранить наследие.

Подобный механизм сейчас работает во многих семьях, и это также часть Hennessy. Неоспоримый плюс семейного дела — вы  всегда можете предсказать, кто будет вашим преемником, причем даже с той последовательностью, которую вы установите. Разумеется, кандидатура будет обсуждаться, и усилия претендента (даже если это ваш сын или племянник, но он не подходит для семейного бизнеса) всегда можно направить на поиски чего-то иного. Мы прекрасно понимаем, что следующее поколение не будет таким же, как наше, но для того, чтобы убедиться в этом, семейное дело и существует. Однако сейчас мы в составе холдинга LVMH, у нас есть замечательный управляющий, который великолепно справляется со своими задачами, и семья может не переживать на этот счет.

У вас дружная семья?

Безусловно, особенно потомки моего деда. Мы очень дружны, все очень любим друг друга. Встречаем Рождество вместе, отмечаем семейные торжества. 

Что вы делаете в свободное время? Как отдыхаете и расслабляетесь?

Во-первых, пробую себя в качестве фермера. Во-вторых, очень люблю музыку, могу посещать концерты, в конце концов, видеться с людьми, которых не видел последние 40 лет. Я очень люблю читать, готовить, решать кроссворды. Когда отойду от дел, смогу потратить больше времени на саморазвитие. В жизни так много интересных вещей, например, выращивание виноградных лоз. 

Создавали ли вы свой собственный ассамбляж?

Нет. Специально ничего не создавал, но я занят созданием еще одного инструмента для нашего оркестра. Собираю урожай и 6 ноября начал дистилляцию своего вина — закончу, вероятно, в конце февраля. Потом залью в бочки и буду выдерживать коньяк три-четыре года, а затем отправлю в Hennessy. Они будут выдерживать его настолько долго, насколько это потребуется, чтобы улучшить вкусовые качества, и в один прекрасный день напиток будет готов.

Фермеры провинции Коньяк, из Maison de Hennessy — насколько хорошо вы их знаете? Знакомы ли лично?

Конечно же, знаю! Я ведь один из них, один из шести тысяч человек, помогающих и поддерживающих Hennessy!

Каково ваше личное мнение, ощущения, испытываемые по отношению к коньяку?

Здесь не может быть ощущений — коньяк либо нравится, либо нет! Мне нравится пить его в меру, это изысканный напиток, который очень интересно как создавать, так и пить, зная его историю и технологию приготовления. И это сейчас не маркетинговая уловка! Многие люди знают о коньяке слишком мало. Хотя он существует уже 252 года!

Идеальный вкус коньяка для вас: существует ли он, или вы еще в поиске?

Для этого, конечно, имеются специальные люди (смеется). Мне нравятся все наши вкусы, очень нравится наш XO. К примеру, у  нас недавно сменился мастер-винодел — это уже представитель восьмого поколения семьи, которая работает на Hennessy. На мой взгляд, он создал нечто замечательное, и это уже невозможно изменить! 

Поддерживаете ли вы обратную связь с потребителями?

Преимущественно это функция маркетинга. Я очень ценю коллег из Дегустационного Комитета, хотя порой мне кажется, что для них это больше маркетинговая политика, чем коньяк. Впрочем, я человек из ХХ века, а на дворе — ХХI. Они знают, что делают, и делают это очень хорошо. Поэтому, когда они вступают в игру, я дол- жен немного притормозить.

Существует ли разница между российским клиентом и потребителем из Европы или США?

У всех свой путь. Недавно я обнаружил, что в последнее время российская клиентура сильно изменилась. Когда приезжал в Россию 15–20 лет назад, меня удивляло, почему русские никогда не пробуют Hennessy on the Rocks, никогда не заказывают коктейли с Hennessy. Сейчас они часто пьют Hennessy on the Rocks, и,  похоже, им это нравится! 

Многие американские рэперы упоминали Hennessy в своих песнях — вам нравится такая реклама?

Да, это здорово, мы оказались первыми, и это было очень забавно. В нулевых даже была выпущена статья в журнале Time (она называлась «Упоминание брендов в песнях жанра хип-хоп»), и мы фигурировали там как бренд №1! Наиболее популярной торговой маркой у рэперов был именно Hennessy, и каждый последующий год мы всегда занимали место в первой семерке среди упоминаемых ими брендов. Рэперы любят коньяк: у  Jay-Z даже есть свой бренд. Наш дом всегда был открыт для новых идей, новых горизонтов общения. Рэп-музыканты обожают Hennessy, а мы ценим их песни. 

Кто ваш любимый исполнитель? 

Я люблю Snoop Dogg! У меня есть его DVD и CD. Сейчас я не такой уж фанат, но был потрясен им, когда посетил Америку. Теперь наши встречи в Америке даже с рэп-исполнителями носят ужасно серьезный характер, и возможности послушать такую музыку, как прежде, уже не выдается. Надеюсь, в следующую поездку в США смогу встретиться с некоторыми новыми музыкантами, работающими в жанре хип-хоп.

Какой музыкальный жанр вы предпочитаете?

Классику. Мне также нравится музыка начала ХХ века.

К празднованию 250-летия Hennessy в России ваш фонд пригласил танцоров из Большого театра, также в вашей программе были оперные номера, выступления таких музыкантов, как Владимир Спиваков. Вам нравятся опера и балет?

Да, опера, классическая музыка, камерная музыка, симфонии. Мне нравятся такие вещи, которые подразумевают лидерство, которые дарят потрясающее впечатление! Очень нравится «Пиковая дама», но есть много других шедевров русской оперы. Русская музыка вообще восхитительна, у меня страстное желание попасть на концерт пианиста Даниила Трифонова. То, что он сделал в Мариинском театре, было поистине фантастическим — концерт Шопена и концерт Чайковского.

Назовите три страны, в которых вы чувствуете себя как дома? Где вы еще не были, какие страны хотели бы посетить? 

Хотя я не приезжаю в Нью-Йорк настолько часто, чтобы сказать, что ощущаю там себя как дома, чувствую себя в этом городе очень комфортно. Еще мне всегда нравилось возвращаться в Японию, в Австралию. Есть множество городов в Европе, где я побывал и хотел бы еще раз туда поехать. Хотел бы отправиться в  Исландию, в Рейкьявик, попутешествовать по Южной Америке, увидеть что-то необычное, например, Самарканд!

Вы посещаете множество стран, видитесь с множеством людей. Как вы считаете, вы гражданин мира или по-прежнему истинный француз?

«Гражданин мира» звучит слишком ответственно. Скорее я простой парень из провинции Коньяк, который много колесит по миру!

Какой совет вы дадите начинающим поклонникам бренда Hennessy?

Пейте в меру, пейте медленно, наслаждайтесь! Советую начать с Hennessy VSOP. Если вы готовы потратить немного денег, то начните именно с него, потому что он действительно изысканный! Не советую начинать с XO или VS, поскольку они имеют более жесткий и пряный вкус. И всегда помните о том, что коньяк — это продукт виноделия, абсолютно натуральный.